Объявленное на прошлой неделе объединение движения "Отечество" и партии "Единство" многие комментаторы освещали с долей мягкого юмора. Охотно шутили насчет того, как мило выглядят простейшие варианты названия новой структуры: "Единое отечество" - хорошо, "Отечественное единство" - и того лучше. С улыбкой цитировали запальчивые слова лидера "Отечества" Юрия Лужкова о том, что незачем рассуждать, "кто под кого лег", переходя тем самым "из политической плоскости в сексуальную". И в общем, правильно делали. Нагнетать особое глубокомыслие тут не стоило не потому, что это несерьезная новость, - нет, очень серьезная, - а потому, что это, по существу, не новость.
Два фрагмента "партии власти" были настолько явно предназначены для слияния, что оно как бы уже и состоялось - там, где совершаются настоящие браки. И прекрасно, что его собираются документально оформить - меньше будет лишних сущностей. Никакого "нового этапа в истории России", как выразился Лужков на совместной с Шойгу пресс-конференции, тут, конечно, нет, но есть шаг к прояснению реальной картины. И, по-моему, не стоит обсуждать причины, побудившие сделать этот шаг именно сейчас. Новообъявленный союз действительно разумен стратегически - и конкретные тактические взаимоприятности не могли не найтись. Есть они и сейчас: медведям хотелось бы обосноваться в Московской думе, куда в декабре будут выборы, а без Лужкова это сделать довольно трудно; Лужкову нужен федеральный закон об особом статусе Москвы - в этом деле помощь медведей будет неоценимой; и так далее. В другой день нашлись бы другие тактические плюсы - и дело не в них. И уж конечно, не в персональных подвижках: это, как известно, игра с нулевой суммой и интереса для "истории России" не представляет.
Важно то, что "партия реальной власти" преодолела неприятный для себя раскол и снова едина. Трижды права Любовь Слиска: "Надо прекращать распри и не придумывать себе какие-то теневые кабинеты", - потому что реальной властью теневой кабинет не располагает по определению. Она, реальная, - одна. И ее временно расколотые адепты были позарез нужны друг другу. Что нужно было старшему брату, "Отечеству", понятно: воссоединиться со средоточием власти, к которому волею судеб был ближе младший брат. Но и "Единству" без старшего брата, пожалуй, был мат. Если в "Отечество" старательно собирали цвет высшей и вышесредней номенклатуры, то в "Единство" удалось взять гораздо менее отборную публику. Можно было (и это наблюдалось) решать кадровую проблему персональным переманиванием, но это дело медленное и, как ни крути, попахивающее. Слияние и быстрее, и несопоставимо пристойнее.
Не менее важен, полагаю, и финансовый дубликат только что описанной кадровой неурядицы: в "Отечестве" есть люди, контролирующие вполне осязаемые финансовые потоки; в "Единстве" таких людей практически нет. Даже губернаторы, активно играющие в "Единстве", большей частью из дотационных регионов. Удобство воссоединения тут также очевидно.
В результате президент получает мощнейший рычаг влияния на Думу. Ведь объединение двух фракций станет только началом: на прошлой же неделе фракция ОВР приняла обращение к "здоровым центристским силам" Думы с призывом создать единый координационный совет для консолидированной поддержки президентских законодательных инициатив. А поскольку "здоровые силы" в обращении прямо перечислены, то дальше арифметика проста: "Единство", плюс "Народный депутат", плюс ОВР, плюс "Российские регионы" равняется 238 голосов из 450. Если здоровые силы прислушаются к обращению, в чем странно сомневаться, то прохождение через нижнюю палату президентских законопроектов (кроме разве что конституционных) - гарантировано. Про палату верхнюю, где сенаторы наперебой вступают в клуб поклонников президента, тоже скорее всего уже можно не беспокоиться.
Единственное затруднение во всей этой лепоте заключается в том, что о консолидации "партии реальной власти" никто говорить не хочет: говорить хочется об объединении будто бы всамделишных партий, а значит, об идейной консолидации. Учитывая, что "Единство" пришло в Думу под четким лозунгом отказа от любых лозунгов, кроме лозунга о поддержке В. В. Путина, а ОВР проделало почти тот же трюк с несколько иными именами (не считать же, в самом деле, осмысленным требование лужковцев "работать по-капиталистически, распределять по-социалистически"), то с идейной консолидацией возникает ряд проблем. Пока они если не решаются, то обходятся предельно общими словами: "базовые ценности патриотизма, свободы, справедливости, усиление роли государства в реформировании экономики, в преодолении социально-экономического кризиса". В общем, "за все хорошее, против всего плохого". Кисло, конечно, но что делать? За удовольствие слить все ветви власти в одну приходится чем-то платить.
Как бы то ни было, большое объединение власти перешло в решающую фазу. Пока базовой идеологией этой единой ветви считается послание президента Федеральному собранию, такое объединение можно, пожалуй, рассматривать с осторожным оптимизмом. Чтобы доля необходимой осторожности могла впоследствии поубавиться, очень бы хотелось, чтобы свинчиваемый теперь автомат для одобрения президентских инициатив как можно быстрее одобрил нормативные акты, ведущие к созданию настоящей судебной системы. Только она способна дать гарантии того, что единая в своем единстве власть не примется, как это не раз бывало, работать исключительно на самое себя.