Дети у вас хорошие

Русский бизнес
Москва, 23.04.2001
«Эксперт» №16 (276)
В России есть учебное заведение, где готовят предпринимателей. И презирают бизнесменов

Сергей Чернышов, физик по образованию и философ по призванию, делит людей, занимающихся бизнесом, на две категории - предпринимателей и бизнесменов. По его оценке, предпринимателями дано стать пятерым из ста. И именно ради этих пятерых г-н Чернышов задумал и осуществил образовательный проект под названием Центр корпоративного предпринимательства (ЦКП) при Высшей школе экономики.

На волю, в пампасы

Рассказывая о ЦКП, г-н Чернышов объясняет, что реализует модель обучения оконченного им Физтеха. А Физтех в системе образования нашей страны - явление действительно уникальное. В отличие от других советских вузов он был задуман в традициях классического английского университета. Петр Капица, стоявший у истоков Физтеха, взял за образец лабораторию в Кембридже, где он некоторое время работал у Резерфорда. Образование в университетах Англии с незапамятных времен строилось на вовлечении студента в самостоятельную работу по добыче знаний: будь то подготовка эссе на заданную тему для гуманитариев или участие в исследовательских проектах для естественников.

Английский подход к обучению как нельзя более уместен в данном случае. Предприниматель в системе координат, принятой в ЦКП, - это человек, способный изобрести новый вид деятельности, в частности новый способ делать бизнес или, по терминологии Чернышова, создать "предпринимательскую схему". Именно способность к самостоятельному конструированию бизнеса отличает предпринимателя от бизнесмена, пользующегося для извлечения прибыли шаблонами, когда-то изобретенными другими.

Студенты, привыкшие к получению уже готовых знаний от преподавателей или из учебников, сначала теряются: "Когда я даю ребятам задание, - рассказывает Элеонора Раздорская, председатель совета директоров ОАО 'Промышленные инвестиции', ведущая один из курсов в ЦКП, - они сначала спрашивают, где что смотреть. Приходится объяснять, что я даю им свободу и они самостоятельно должны искать ответ. Но уж когда они начинают работать, в поисках решения такие бурные споры разворачиваются, каждый свое мнение отстаивает. Вот тогда нужно вмешаться, напомнить: подождите, доведите дело до конца, вы еще не знаете, кто прав".

На пути к умению самостоятельно решать предпринимательские задачи студенты ЦКП проходят три стадии. На первой стадии предприниматель знакомит их со своей предпринимательской схемой. Он должен не просто рассказать о своем изобретении, его задача - продемонстрировать этапы мыслительного процесса, приведшего его к решению. Поэтому для преподавания в ЦКП отбираются люди, склонные к рефлексии. Затем идет мастер-класс. А потом - самостоятельные проекты, выполненные на стажировке в компании, принадлежащей одному из участвующих в образовательном процессе предпринимателей, либо в иной форме.

На последней стадии "взрослые" проявляют чудеса толерантности. Например, сам ЦКП, как образовательный проект, ведется студентами. А профессор Александр Волков и вовсе передал в управление студентам 70% акций своей компании "Минфин" - пусть детки порезвятся. И рез

У партнеров

    «Эксперт»
    №16 (276) 23 апреля 2001
    Локальные конфликты
    Содержание:
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    На улице Правды
    Реклама