Дети у вас хорошие

Анастасия Матвеева
23 апреля 2001, 00:00

В России есть учебное заведение, где готовят предпринимателей. И презирают бизнесменов

Сергей Чернышов, физик по образованию и философ по призванию, делит людей, занимающихся бизнесом, на две категории - предпринимателей и бизнесменов. По его оценке, предпринимателями дано стать пятерым из ста. И именно ради этих пятерых г-н Чернышов задумал и осуществил образовательный проект под названием Центр корпоративного предпринимательства (ЦКП) при Высшей школе экономики.

На волю, в пампасы

Рассказывая о ЦКП, г-н Чернышов объясняет, что реализует модель обучения оконченного им Физтеха. А Физтех в системе образования нашей страны - явление действительно уникальное. В отличие от других советских вузов он был задуман в традициях классического английского университета. Петр Капица, стоявший у истоков Физтеха, взял за образец лабораторию в Кембридже, где он некоторое время работал у Резерфорда. Образование в университетах Англии с незапамятных времен строилось на вовлечении студента в самостоятельную работу по добыче знаний: будь то подготовка эссе на заданную тему для гуманитариев или участие в исследовательских проектах для естественников.

Английский подход к обучению как нельзя более уместен в данном случае. Предприниматель в системе координат, принятой в ЦКП, - это человек, способный изобрести новый вид деятельности, в частности новый способ делать бизнес или, по терминологии Чернышова, создать "предпринимательскую схему". Именно способность к самостоятельному конструированию бизнеса отличает предпринимателя от бизнесмена, пользующегося для извлечения прибыли шаблонами, когда-то изобретенными другими.

Студенты, привыкшие к получению уже готовых знаний от преподавателей или из учебников, сначала теряются: "Когда я даю ребятам задание, - рассказывает Элеонора Раздорская, председатель совета директоров ОАО 'Промышленные инвестиции', ведущая один из курсов в ЦКП, - они сначала спрашивают, где что смотреть. Приходится объяснять, что я даю им свободу и они самостоятельно должны искать ответ. Но уж когда они начинают работать, в поисках решения такие бурные споры разворачиваются, каждый свое мнение отстаивает. Вот тогда нужно вмешаться, напомнить: подождите, доведите дело до конца, вы еще не знаете, кто прав".

На пути к умению самостоятельно решать предпринимательские задачи студенты ЦКП проходят три стадии. На первой стадии предприниматель знакомит их со своей предпринимательской схемой. Он должен не просто рассказать о своем изобретении, его задача - продемонстрировать этапы мыслительного процесса, приведшего его к решению. Поэтому для преподавания в ЦКП отбираются люди, склонные к рефлексии. Затем идет мастер-класс. А потом - самостоятельные проекты, выполненные на стажировке в компании, принадлежащей одному из участвующих в образовательном процессе предпринимателей, либо в иной форме.

На последней стадии "взрослые" проявляют чудеса толерантности. Например, сам ЦКП, как образовательный проект, ведется студентами. А профессор Александр Волков и вовсе передал в управление студентам 70% акций своей компании "Минфин" - пусть детки порезвятся. И результаты приверженности учителей принципам неограниченной свободы в творчестве уже есть (читайте интервью с детками).

Готовальня и литературные изыски

Самостоятельность - не единственная "фенечка" ЦКП. В нем существует целый клан преподавателей, чья задача научить студентов направлять творчество по наиболее эффективному руслу, показав не конкретные схемы, а более широкие горизонты предпринимательского профессионализма.

"Я читаю цикл лекций по проектной культуре, - рассказывает Вячеслав Глазычев, архитектор, доктор искусствоведения, кандидат философских наук. - Моя функция проста: показать, что предпринимательская деятельность, если ее понимать как инициативное решение задач, стара, что она давно прописана в мировой истории, и некоторые образцы решений могут быть обнаружены не в сегодняшнем дне, а в античности или средневековье, где угодно... Конечно, предпринимательству, как и любой творческой профессии, научить нельзя. Можно лишь дать инструменты и показать некоторые простейшие алгоритмы. Другими словами, подготовка в центре дает студенту готовальню. А я еще должен настроить его на то, что каждая новая задача заставляет эту готовальню перетряхивать, и на то, что готовых инструментов все-таки может не хватить".

Профессор Олег Генисаретский, физик по образованию, доктор искусствоведения, помогает студентам самореализоваться через личностный рост: "Студентам я показываю, как тесно личностный рост связан с профессиональным ростом. У нас-то было много времени, и поэтому мы могли, не задумываясь, посвящать его чтению литературы, изучению искусства. А нынешнему поколению не до литературных тонкостей. Оно пережило культурную травму - это первое поколение в нашей стране, вынужденное строить свою жизнь, считая время и деньги. И я должен им объяснить, что рост в профессии предпринимательства возможен только при параллельном самоделании, самотворчестве".

Самостоятельность вкупе с овладением инструментами творческой деятельности активизирует в студентах их креативный потенциал. Правда, в этом ЦКП не является новатором. Вон, в Стэнфордской школе бизнеса уже двадцать лет существует курс профессора Майкла Рэя. Его слушатели - от студентов до топ-менеджеров - на занятиях весело скачут, исполняя упражнение, напоминающее канкан, медитируют и рисуют карандашами, раскрепощая в себе ребенка.

А вот в чем, пожалуй, аналога ЦКП не найдется, так это в попытке сформировать на базе центра целую культуру предпринимательства в России и заложить базу для появления в ней предпринимательской корпорации. Речь идет не о корпорации в обыденном смысле этого слова, то есть об одной из организационных форм бизнеса, а о корпорации в смысле "рыбак рыбака видит издалека".

Институт благородных предпринимателей

На самом деле создание предпринимательской корпорации - это долгосрочная цель деятельности ЦКП. И описанное выше погружение в широкий профессиональный контекст предпринимательства приобретает на фоне этой цели особую роль. Он подспудно формирует у молодых людей сначала общие ориентиры в обширном пространстве предпринимательского опыта, затем единые ценности, затем основанные на этих ценностях нормы поведения - короче говоря, единую предпринимательскую культуру.

В горизонте десяти-пятнадцати лет эти процессы и естественным путем сделали бы свое дело, но, как отмечает г-н Глазычев, "ничего страшного не случится, если мы попытаемся их подтолкнуть". Ведь чем скорее отношения в сфере предпринимательства начнут строиться на совместно выработанных нормах корпоративной этики, тем лучше. "Эффективное взаимодействие между предпринимателями невозможно без взаимоуважения на профессиональном уровне, - отмечает г-жа Раздорская. - Ведь сколько перспективных проектов рушилось из-за элементарного неумения договориться".

Нормы этики, распространенные на предпринимательство, способны повысить и его общественный эффект. "Если предприниматели считают нормальным конкурентным актом банальную уголовщину, то за этим ничего не может последовать, кроме упадка как того, против кого он был совершен, так и того, кто совершил этот акт. А если я вырабатываю более успешную эвристически найденную предпринимательскую конструкцию, то, вступая в конкуренцию со мной, все волей-неволей подтягиваются на новый уровень", - рассуждает профессор Глазычев.

Однако в идеологии ЦКП появление корпоративных уз важно даже не столько с точки зрения формирования предпринимательской этики, сколько с точки зрения защиты предпринимательства от внешних угроз. Ведь по отношению к предпринимательским схемам общество в целом, как полагает Сергей Чернышов, ведет себя по-хамски: "Иммунная система общества рефлекторно стремится уничтожить инородное тело, а его разнообразные органы и члены (законодатели, контролеры, государство, криминал) - присвоить находку и урвать от нее кусок". Для российских условий это пока еще горькая правда.

Между прочим, к враждебной предпринимательству среде Чернышов относит и так называемых плагиаторов - бизнесменов, которые способны только на подражание, копирование чужих предпринимательских схем. А тиражирование схемы естественным образом снижает ее эффективность.

Локальное чудо

Как локальный образовательный проект Центр корпоративного предпринимательства, несомненно, удачен. Потому что в образовании главное не то, чему учат, а кто и как учит. А люди в ЦКП, как читатель, наверное, понял, собрались незаурядные и с нестандартным мышлением. И дети у них получаются хорошие. А вот будут ли последствия этого проекта глобальными, как видится его инициаторам? На этот счет есть сомнения.

Не секрет, что западный бизнес уже лет двадцать как озабочен проблемой повышения креативности и в этом направлении ведет поиски в области менеджмента и делового образования. Однако результат этих поисков прямо противоположен исходному посылу концепции ЦКП. На Западе сегодня считают, что предприятие как большая предпринимательская схема состоит из малых предпринимательских схем его сотрудников. И поэтому главное для них - формирование условий для проявления творческих способностей каждого человека.

Таким образом, мир пришел к полной реализации одной из своих фундаментальных ценностей - личной предприимчивости. А мы все еще по старинке делимся на предпринимателей и бизнесменов и рассчитываем на пятерых из ста.