Послание генерала Шарона

Михаил Чернов
23 апреля 2001, 00:00

Израильтяне пытаются предотвратить вмешательство Дамаска в вооруженный конфликт с палестинцами

Палестино-израильский конфликт на Ближнем Востоке все больше приобретает характер полномасштабной войны. На прошлой неделе в ответ на минометный обстрел израильского города Сдерот и еврейских поселений в cекторе Газа Израиль провел против палестинцев самую крупную с начала конфликта боевую операцию. Палестинские военные объекты в секторе Газа были подвергнуты массированным артиллерийским и ракетным ударам. На территорию, находящуюся под полным контролем палестинской администрации, были введены подразделения израильской армии. Специальные части израильских ВС с помощью бульдозеров сровняли с землей здания, использовавшиеся палестинскими боевиками в качестве огневых позиций.

Любопытно, что обострение конфликта с палестинцами практически совпало с резким обострением обстановки на ливано-израильской границе, которая до последнего времени оставалась относительно спокойной. В ответ на уничтожение шиитской террористической группировкой "Хезболлах" израильского танка и гибель солдата израильтяне впервые за последние пять лет атаковали сирийский военный объект в Ливане. В результате налета израильской авиации была уничтожена сирийская радиолокационная станция в долине Бекаа и убиты трое военнослужащих. Израиль давно обвиняет Сирию в поддержке боевиков "Хезболлаха", однако удары осуществлялись, как правило, по целям шиитских террористов. На этот раз акция была демонстративно проведена против сирийцев. По всей видимости, это предупреждение Дамаску, который играет все более активную роль в израильско-палестинском противостоянии, чтобы тот не вмешивался в вооруженный конфликт. "Сирия и Палестина должны понимать, что в Израиле к власти пришло новое правительство и теперь будут действовать новые правила игры", - заявил агентству AFP пресс-секретарь израильского премьер-министра Ариэля Шарона Раанан Гиссин.

Новый друг Арафата

Израильская атака на сирийский объект в Ливане произошла как раз за неделю до предполагаемого визита председателя палестинской автономии Ясира Арафата в Дамаск. Арафат, с которым после резкой активизации террористической деятельности подконтрольных ему формирований не хотят общаться ни в Вашингтоне, ни в "пропалестински" настроенном Брюсселе, лихорадочно ищет себе союзников. "Арафат отчаянно нуждается в поддержке и ожидает, что удастся заключить какое-либо соглашение между Сирией и Палестиной", - считает профессор кафедры политических наук Бар-Иланского университета Джеральд Стайнберг. Авторитет палестинского лидера среди жителей автономии неуклонно падает. Похоже, его даже перестали серьезно воспринимать и в ряде арабских столиц. Недавно король Иордании Абдалла, находясь в Вашингтоне, заявил, что "влияние Арафата на ситуацию в Палестине, возможно, упало из-за непрекращающегося насилия". Однако, по всей видимости, в Дамаске палестинский лидер будет желанным гостем.

Визит Арафата в сирийскую столицу стал возможен после "исторического примирения" между ним и президентом Сирии Башаром Асадом, состоявшегося во время недавнего межарабского саммита в Аммане. Бывший президент Сирии Хафез Асад не жаловал палестинского лидера. Одной из целей сирийского вторжения в Ливан в конце 70-х при Асаде-старшем было обуздание возглавляемых Арафатом палестинских террористов. Башар же, судя по всему, резко изменил политику отца в отношении палестинского движения (Асад-старший предпочитал держать при себе "карманные" палестинские группировки, враждебные Арафату и практически не связанные с "палестинским подпольем" на удерживаемых Израилем территориях Западного берега реки Иордан и сектора Газа).

Перемены в сирийской политике во многом связаны с желанием Башара укрепить сирийское господство в Ливане, а также примерить на себя роль лидера арабского мира в борьбе с "сионистским врагом". И то и другое необходимо Сирии для решения серьезных социально-экономических проблем страны. Роль "авангарда арабской нации" в борьбе с Израилем позволит не только претендовать на щедрую помощь от нефтяных арабских монархий Персидского залива, но и сплотить вокруг себя население страны. С другой стороны, из Ливана Сирия получает львиную долю всех доходов (в Ливане нашли работу около миллиона сирийцев, кроме того, сирийские спецслужбы контролируют производство и контрабанду наркотиков). "От экономического коллапса Сирию спасает лишь оккупация соседнего Ливана", - говорит Джеральд Стайнберг.

Влияние Сирии на Ливан обеспечивает не только расквартированный в стране 35-тысячный воинский контингент, но и давний союз Дамаска с "Хезболлахом". "Дамаск рассматривает 'Хезболлах' как силу, которая помогает нападать на Израиль, и одновременно ключевую силу, которая поддерживает сирийское присутствие в Ливане", - считает вице-президент израильского Центра стратегических исследований Бегина-Садата Барри Рубин. Таким образом, у Асада и Арафата есть все шансы "найти друг друга". Президент Сирии сможет активно использовать палестинцев в сирийских интересах, а палестинский лидер обрести в лице Дамаска деятельного союзника.

Война на опережение

В этих условиях Израиль стремится сделать все возможное, чтобы не допустить сближения палестинцев с Сирией. Иерусалим опасается, что Дамаск даст добро на развязывание "Хезболлахом" полномасштабных боевых действий на ливано-израильской границе. Кроме того, израильтян не может не беспокоить активизация "Хезболлаха" собственно на палестинских территориях и в Израиле (по мнению военных аналитиков, уже фактически начался процесс подчинения наиболее радикальных палестинских группировок "Хамас" и "Исламский джихад" непосредственно "Хезболлаху"). Кроме того, израильтяне опасаются, что, если опыт сирийско-палестинского террористического симбиоза окажется успешным, он может стать образцом для подражания и для других арабских государств.

Военная акция в преддверии визита Арафата в Дамаск была направлена на то, чтобы дать понять сирийскому руководству: в случае дальнейшего ухудшения положения на ливанской границе Израиль будет наносить удары в первую очередь по сирийским целям, и идея использования Ливана в качестве базы для атаки на Израиль может дорого обойтись сирийцам. Судя по всему, еврейское государство будет вынуждено сдерживать Сирию в Ливане, и для успеха этой тактики существуют реальные предпосылки. В ливанской политической элите стало проявляться недовольство действиями "Хезболлаха", а значит, косвенно и позицией Сирии. В середине апреля в официальной правительственной газете "Аль Мустакбаль", принадлежащей премьер-министру страны Рафику Харири, появилась необычно жесткая статья с критикой действий "Хезболлаха" на юге страны, противоречащих интересам Ливана. Причем, по мнению военных аналитиков, непосредственной военной угрозы Израилю от Сирии не исходит. Согласно оценкам Барри Рубина, в военном отношении Сирия крайне слаба, что усугубляется слабостью экономики. Одновременно со сдерживанием Сирии в Ливане Израиль намерен максимально быстро и жестко подавлять террористов на палестинских территориях. В пользу того, что Израиль готовится к масштабным акциям против палестинцев, свидетельствует надбавка к бюджету на оборону в 500 млн долларов, а также срочная мобилизация резервных подразделений.

Однако в проведении своей новой жесткой линии Иерусалим наталкивается на серьезные внешнеполитические ограничения. Это подтверждает скандал, разгоревшийся в Израиле на прошлой неделе. После ввода израильских подразделений на палестинские территории, находящиеся под полным контролем администрации Арафата, ряд высокопоставленных военных чиновников заявил, что оккупация "продлится ровно столько, сколько нужно Израилю, может быть, даже месяцы". Но после беспрецедентно жестких высказываний представителей американской администрации, осудивших Израиль за "чрезмерное" и "непропорциональное" применение силы, израильтяне вывели свои войска из сектора Газа. Палестинцы не преминули этим воспользоваться и сразу после вывода войск возобновили минометные обстрелы территории Израиля. Вывод израильских войск под давлением США, по мнению местных комментаторов, "показывает, насколько израильское правительство подвержено давлению со стороны американцев", которые, в свою очередь, боятся, что однозначная поддержка Израиля приведет к ухудшению отношений США с арабским миром.

"Израильское правительство должно действовать очень осторожно, чтобы избежать международного давления. Израиль не собирается повторять ошибки Милошевича в Югославии", - говорит Джеральд Стайнберг. Однако осторожность вовсе не означает отсутствие решительности.