НТВ-6

НТВ, скорее всего, останется в тройке российских телевизионных лидеров. Драма теперь разворачивается на ТВ-6

Пока Борис Йордан разбирается с финансовыми "авгиевыми конюшнями" НТВ, Владимир Гусинский и Борис Березовский совместными усилиями (скоординированными или нет - сейчас не так важно) стараются "надуть" капитализацию ТВ-6. И политическую "капитализацию", и настоящую - денежную, поскольку в медиа-бизнесе эти два параметра взаимосвязаны. Теперь и этот телеканал может превратиться в товар, который попытаются продать.

НТВ: пейзаж после битвы

Строго говоря, дым над этим бранным полем рассеялся еще далеко не полностью. Однако масштабы постигшего телеканал бедствия уже более или менее понятны.

Согласно справке, подготовленной акционерами НТВ - "Газпром-Медиа" и Capital Group, в том числе и на основе данных PricewaterhouseCoopers, ОАО "Телекомпания НТВ" находится в состоянии финансового дефолта: "Компания не способна своевременно погашать задолженность из доходов, а также не способна рефинансировать задолженность из других источников". Общий объем убытков НТВ с момента основания превысил 70 млн долларов, убытки привели к образованию отрицательного капитала в размере более 57 млн долларов. Даже в благоприятном с точки зрения динамики рекламного рынка 2000 году убытков от текущей деятельности НТВ составили 8,1 млн долларов.

Кроме того, как выяснилось, у телекомпании нет прав собственности даже на саму торговую марку "НТВ", которая в 1998 году "была передана компании, связанной с некоторыми, но не всеми акционерами НТВ". Надо понимать, какой-то из компаний Гусинского. Неприятно, но, если верить циркулирующей в медийных кругах информации, не смертельно: Гусинский вроде бы передал каналу права на торговую марку в аренду сроком на десять лет. А до 2008 года, как говаривал Насреддин, "либо я умру, либо эмир, либо ишак" - в общем, что-нибудь да случится.

Более острой является проблема содержания, поскольку с канала ушли многие известные журналисты со своими популярными передачами. Это не может не сказаться на рейтинге НТВ, который и до того демонстрировал отрицательную динамику: по данным Gallup Media, с начала 2000 года канал потерял примерно четыре пункта от своей доли в общем телевизионном вещании, уступив их РТР.

Резюмируем: с точки зрения бизнеса НТВ сегодня - это сильно обремененная долгами убыточная компания, теряющая рейтинг. И нынешнему менеджменту компании нужно одновременно решить несколько непростых задач - урегулировать проблему задолженности, обеспечить текущее финансирование, поднять рейтинг и добиться рентабельности, чтобы канал наконец начал работать по нормальным бизнес-законам. Причем времени на все это отведено немного. По мнению специалистов рекламного рынка, пока особенного перемещения рекламы с канала на канал ожидать не приходится: эфир забит на 100%, да и рекламные планы давно сверстаны. Однако осенью, с началом нового делового сезона, ситуация может измениться.

Какие ресурсы для решения этих задач есть у нынешнего менеджмента НТВ? Благосклонность основного акционера, "Газпрома", позволяющая рассчитывать как минимум на существенную реструктуризацию долгов. И опыт, в том числе отрицательный, работы самого канала, который может дать понимание того, как надо или не надо строить эфирную политику.

Как канал терял аудиторию? Ключевым периодом в этом процессе были лето и осень 2000 года. Как правило, летом каналы переживают сезонный спад внимания телезрителей. Так произошло и в прошлом году, но с одним важным отличием. Спад коснулся лишь двух из трех ведущих федеральных каналов - ОРТ и НТВ. РТР же умудрился в летний сезон привлечь к себе внимание телезрителей: доля канала по России выросла с 15,6% в июне до 19,6% в сентябре. По мнению генерального директора Gallup Media Владимира Гродского, это произошло прежде всего за счет массированного включения в сетку канала РТР свежих кинофильмов.

С начала осени - в момент, когда каналы традиционно восстанавливают свои доли после сезонного провала, - НТВ стал довольно быстро терять позиции, в то время как РТР стабилизировался у отметки 20%, а ОРТ вышел на привычный уровень в 27-28%. Как считает Владимир Гродский, самая сильная потеря аудитории была связана с тем, что в середине ноября после вечернего (22.00) выпуска программы "Сегодня" в сетке вещания произошли кардинальные изменения. Вместо высокоэффективных с точки зрения удержания зрительского внимания сериалов были запущены короткие передачи типа "Тушите свет". Несмотря на их персональный довольно высокий рейтинг, общий рейтинг вечернего прайм-тайм на НТВ снизился. Можно гадать, по каким причинам канал пошел на такие изменения, но наиболее вероятными представляются банальные финансовые трудности.

Еще одним фактором снижения конкурентоспособности НТВ можно считать жесткость сетки вещания, которая не менялась несколько лет. С одной стороны, это обеспечивало привязанность лояльной аудитории, но с другой - давало возможность конкурентам, вводя новые программы, отбирать у НТВ зрителей, безразличных к самому брэнду.

Свою отрицательную роль, разумеется, сыграла и тематическая "зацикленность" канала в последнее время. В период обострения "схватки за НТВ" интерес к нему резко возрос (рейтинг увеличился до 23%, а известный митинг на Пушкинской площади и вовсе получил колоссальные для дневного эфира 8%), а спустя две недели так же резко упал.

Хватит ли двух этих ресурсов - облегчения долгового бремени и исправления допущенных ошибок - для решения всех задач? Маловероятно, поскольку работа по повышению рейтинга и рентабельности требует существенных инвестиций. При этом рассчитывать на новые крупные вливания со стороны "Газпрома", на наш взгляд, не приходится: вряд ли газовый концерн расположен второй раз наступить на те же грабли. А огорченная расколом журналистского коллектива группа потенциальных иностранных инвесторов во главе с Тедом Тернером фактически взяла тайм-аут на переговорах по покупке акций телеканала. По словам Юлианы Слащевой из агентства "Михайлов и партнеры", представляющего интересы группы, ее члены "оценивают ситуацию заново". При этом речь идет не об отказе от возможной сделки, а скорее о предположении, что НТВ до событий прошлой недели и НТВ после этих событий - два разных объекта для инвестирования. Впрочем, по мнению специалистов, НТВ с любой командой останется в тройке российских телевизионных лидеров - в силу инертности аудитории и ширины охвата.

Может статься и так, что к покупке акций НТВ Тернера подтолкнут события вокруг другого российского телеканала - ТВ-6. Основатель CNN, как известно, человек увлекающийся, подчас горячий, и именно покупкой НТВ он может ответить на предложение "подумать и о ТВ-6", которое ему, по имеющейся у нас неофициальной информации, сделал недавно Владимир Гусинский.

Лубяная избушка ТВ-6

Владелец 75% акций ТВ-6 Борис Березовский ввязался в драку вокруг НТВ два месяца назад, когда стало уже совершенно ясно, что "Газпром" на поблажки по долгам НТВ не пойдет. Тогда Березовский заявил, что через своих финансовых советников он уже начал переговоры с банком Credit Suisse First Boston о выкупе у него долга группы "Медиа-Мост" на сумму 262 млн долларов, а также готов дать НТВ кредит в 50 млн долларов. Однако от щедрого дара своего "закадычного врага" отказался сам Гусинский. Вероятнее всего, он еще рассчитывал выкрутиться самостоятельно, возможно, при помощи Тернера.

Но Березовский из игры не вышел. После утверждения Бориса Йордана в качестве гендиректора НТВ он выдвинул новую, более дешевую, чем погашение долгов Гусинского, но все-таки весьма дорогостоящую идею слияния еще одной телекомпании Гусинского - ТНТ (куда поначалу и предполагали уйти все опальные "звезды" НТВ) - со своим ТВ-6. Но ТНТ грозит судьба НТВ - телекомпания может обанкротиться со всем "Медиа-Мостом", - что понимают и сами экс-энтэвэшники. Поэтому третье предложение Березовского - "идти всем на ТВ-6" - было воспринято уже на ура. Уж что-что, а банкротство этому телеканалу не грозит. "Если говорить о текущих потребностях канала на том уровне, на котором они существуют на сегодняшний день, доходов канала достаточно для того, чтобы покрыть все потребности, - утверждает бывший исполнительный директор ТВ-6 Александр Пономарев. - Нужно просто покрыть долги прошлых лет, их сейчас чуть меньше пяти миллионов долларов. Мы их выплачиваем, платим проценты, берем вновь, это такой круговорот. Но я их не воспринимаю как наши долги, я их рассматриваю как инвестиции". И вполне справедливо, если учесть, что кредиты на сумму 7 млн долларов были в свое время предоставлены ТВ-6 Объединенным банком все того же Березовского.

Для владельца ТВ-6 третья комбинация оказалась самой эффективной. Наименее затратным путем (зарплаты бывшим сотрудникам НТВ не идут ни в какое сравнение с расходами на слияние телекомпаний) он "спас защитников свободы слова" и существенным образом повысил капитализацию своей телекомпании. Даже менеджеры, ушедшие с ТВ-6 именно в результате экспансии энтэвэшников, считают, что их родному каналу это может пойти на пользу. "Решение принять сотрудников НТВ на ТВ-6 - это очень правильное решение с точки зрения укрепления и улучшения вещания канала ТВ-6, считает бывший директор информационной службы канала Михаил Пономарев. - Однозначно хорошее решение в отличие от решения поставить во главе всей этой ситуации Киселева, который, на мой взгляд, дискредитировал себя полностью и окончательно". "С точки зрения телевизионного бизнеса, если рассматривать канал ТВ-6 как потенциальный телевизионный бизнес, это совсем не плохо, - поддерживает коллегу Игорь Шабдурасулов, сложивший с себя полномочия гендиректора. - Приход профессиональных, хорошо подготовленных журналистов и ведущих увеличивает потенциал любого канала".

Итак, ТВ-6 сегодня - это канал, не идущий ни в какое сравнение с НТВ по зоне охвата, зато финансово благополучный и взрывообразно увеличивший свой творческий потенциал. Какое будущее его ждет?

"С одной стороны, Березовский во время всех моих встреч с ним искренне или, как мне показалось, достаточно убедительно размышлял о том, что он хочет создать мощный, интересный, привлекательный для зрителей канал, - пытается найти ответ на этот вопрос Александр Пономарев. - С другой стороны, он с завидным постоянством говорил, что телевидение для него не бизнес, а инструмент влияния. Теперь все зависит от того, как он будет трактовать это влияние. Ведь можно влиять, внушая ненависть и настраивая против. А можно влиять добрым примером. На чем он остановится и что будет влиять на его настрой, мне трудно сказать".

Сам Березовский в интервью "Граням.Ру" в конце прошлой недели высказался относительно своего положения в координатах "любовь-ненависть" вполне определенно: "Я считаю, что российские власти для себя перечеркнули все пределы. Пределов не существует, с моей точки зрения. На самом деле захват НТВ - очередной Рубикон. Единственное, чего они пока еще не перешагнули, - это просто убивать. Я думаю, что совсем скоро они и это будут уже делать". Получается одно из трех. Либо Березовский намерен впредь мочить российскую власть - и прежде всего президента Владимира Путина - в ее собственном сортире "до последнего корреспондента" (хотя до сих пор он в подобном замечен не был - вперед Гусинского пропускал). Либо он разведет свою представленную выше позицию человека и гражданина со своей же позицией владельца российского телеканала, наступит на горло собственной песне и ограничится "объективной критикой". Либо еще что-то...

И здесь самое время вспомнить о том, что переход журналистов НТВ на ТВ-6 чаще всего трактуется как свидетельство формирования некоего альянса Березовского и Гусинского. "Я считаю, что это сугубо политический альянс, который не диктует никаких личных, дружеских, товарищеских отношений, - комментирует ситуацию Игорь Шабдурасулов. - В политике, как известно, товарищей и друзей немного, есть интересы. Поэтому так эту ситуацию и надо воспринимать". Но выгода Березовского от этого "политического альянса" очевидна, о ней было сказано выше. А в чем выгода Гусинского? Что он может получить от перехода своих журналистов к Березовскому?

"Я не знаю, есть ли у меня еще силы для борьбы, - заявил Гусинский в интервью Le Temps 17 апреля. - Я устал от арестов, сначала в России, а потом и здесь, в Испании. Я устал ждать завершения судебной процедуры по моей экстрадиции... Возможно, ошибался именно я, когда сражался за идеи, которые не были близки большей части общества. Помимо всего прочего, мои соотечественники всегда имели слабость к сильным личностям; девяносто процентов элиты российского общества поддерживают режим". Уставшему от борьбы человеку нужен покой, а для обеспечения покоя нужны деньги. Возможно, это интервью является косвенным подтверждением неофициальной информации о том, что Гусинский старается привлечь к выросшему в цене ТВ-6 внимание потенциальных покупателей.

Правда, сам Березовский все в том же интервью "Граням.Ру" заявил, что отказался от предложения о продаже своих СМИ, якобы уже сделанного ему "ЛУКойлом" с подачи Кремля. Но ведь Тернер - не "ЛУКойл" и не Кремль. Да и условия пересмотра своей позиции по отношению к Кремлю Березовский не забыл оговорить: "Только в прямом смысле угроза жизни моей, моих близких может подвигнуть меня на какие-то договоренности с властью о тех средствах массовой информации, которые есть у меня".