Во вторник 17 апреля в центре Москвы были похищены два студента Высшей школы экономики, проходящих стажировку в инвестиционной компании "Минфин", Ян Горелов и Сергей Царев. Следователь Волгоградского УВД С. А. Мазуров, сопровождаемый двумя людьми, остановил ребят на улице и насильно отвел в ОВД "Арбат". Вскоре студенты были выведены из отделения в наручниках, посажены в частный автомобиль и увезены в Волгоград. Поскольку прокуратура Москвы не давала санкции на конвоирование задержанных в Волгоград (не говоря уже о таких нарушениях процессуальных норм, как отказ в праве воспользоваться услугами защитника), речь следует вести именно о похищении двух студентов.
"Эксперт" подробно рассказывал о прецедентной борьбе ИК "Минфин", распоряжающейся 40% акций Волгоградского завода буровой техники, с держателем контрольного пакета и менеджментом ВЗБТ (см. "Мастер-класс для перехватчиков", N12 и "Консультант уже в городе!", N14). Важной частью этой борьбы было использование менеджментом так называемого административного ресурса - в частности, в начале года региональное УВД открыло против атакующих студентов уголовное дело. Этот же следователь Мазуров приезжал в Москву, допросил всех хоть как-нибудь причастных к проекту (он пытался проводить допросы даже в ходе конференции по методам перехвата управления - см. N12) и, между прочим, еще в феврале изъял для приобщения к делу ту самую "поддельную" печать общества, об изъятии которой у задержанных ребят 19 апреля сообщил публике "Коммерсантъ".
(В этой публикации, как и в ряде других, и студенты, и вся компания "Минфин" именуются не иначе, как "корпоративными шантажистами". Не правда ли, показательно: предыдущий владелец этих же 40% акций ВЗБТ, которого много лет на порог завода не пускали, уважительно титуловался миноритарным акционером. Нынешних владельцев, в судебных боях отнявших у менеджмента возможность их тупо игнорировать, деловая газета не обинуясь величает шантажистами.)
Прекрасно понимая, что такое "административный ресурс", ни студенты, стажирующиеся на проекте ВЗБТ, ни их руководитель профессор Волков буквально шагу не делали в этом проекте без одновременного оповещения прессы - вплоть до того, что проводили акционерные собрания в рамках открытой конференции. Спрашивать у схваченных студентов было, таким образом, абсолютно нечего - все, включая дальнейшие планы проводимой ими кампании, широко опубликовано. Да у них ничего и не спрашивали. Поскольку мобильники у ребят отобрали не сразу, они успели сообщить, что первые же слова похитителей были просты: отдайте реестр. (Поясню, что в конце марта, в соответствии с решением очередного совета директоров, на тот момент контролируемого атакующими, реестр был передан компании "Минфин".) Студенты имели на такой случай четкие инструкции: "Реестр в 'Минфине', у Волкова. Говорите с ним". Наручники, машина, Волгоградское СИЗО. Чтобы развеять последние сомнения в том, что произошло похищение людей в расчете на специфический выкуп, вечером в "Минфин" позвонил аноним и сказал: отдайте реестр - ребят выпустят. Профессор Волков (со дня захвата ребят он безотлучно в Волгограде) согласен на, по его словам, заведомо неправовые действия: он готов подписать акт о сдаче реестра и отдать реестр, если студентов выпустят. Но пока им только продлили срок пребывания под стражей до десяти дней.
Эта история достаточно широко обсуждается - и в СМИ, и в деловых кругах; в ходе этих обсуждений уже не раз и прямо, и обиняками высказывалась простая мысль: ну что, доигрались? Спору нет, явно доигрались. Нужно лишь понять, кто.
Многие, очевидно, имеют в виду профессора Александра Волкова и вообще Высшую школу экономики и ее Центр корпоративного предпринимательства, в рамках которого и проходит стажировка студентов: доигрались, подставили мальцов. И ведь крыть нечем - так оно сегодня и выглядит. Но если решить, что суть истории именно в этом, то надо уж договаривать до конца. Тогда надо прямо так и говорить, что вытаскивать на свет божий вопиющие дела, творящиеся в российском корпоративном (и не только корпоративном) управлении и в огромной степени опирающиеся на дыры в российском законодательстве, - есть запредельно рискованное дело, которым должны заниматься лишь самоубийцы с синдромом правозащитника, а общество вполне готово с этими делами мириться. Более того, надо прямо говорить - раз уж речь поневоле зашла о студентах, - что студентов следует натаскивать на использование этого самого "административного ресурса", то есть на подкуп всего и вся с непременной опорой хотя бы на региональные власти.
Мне же представляется, что доигрались скорее мы все. Слишком долго и власть, и общество мирились - и продолжают мириться! - с вопиющей наглостью мздоимцев и казнокрадов. Проект с ВЗБТ был открыт до такой степени, что при соблюдении хоть отдаленной тени законности никакие силовые приемы с волгоградской стороны возникнуть просто не могли. Стало быть, расчет на эту самую тень оказался чрезмерно оптимистическим. История с двумя студентами, я почти уверен, кончится "хорошо": их выпустят, а региональным вождям, под лозунгом "ни пяди волгоградской собственности не отдадим захватчикам" приказавшим их похитить, будет "указано". Но этого явно мало. Если уж похищение - не повод для исполнительной власти начать обуздывать беспредел, а для власти законодательной - начать латать дыры в законах, то непонятно, что же сможет послужить таким поводом.
А пока - вечер четверга - ребята сидят в камерах.