Полисская башня

7 мая 2001, 00:00

Прошлым летом в деревне Никола-Ленивец Калужской губернии на лугу у реки была построена башня из сена. Восьми с половиной метров в высоту и тринадцати метров диаметром в основании. Для чего она была построена, одному богу известно. Художник Николай Полисский, который это придумал, говорит, что для красоты

История России хранит яркие подробности обнаружения деревни Никола-Ленивец. В 1989 году художник Николай Полисский со своим товарищем Василием Щетининым двигались по дороге, отмечая про себя красоту родного края.

- Едешь-едешь, а вокруг обычная полная жопа, - вспоминает сейчас этот эпизод художник Полисский.

Внезапно в 60 километрах от города Калуги, в 35 километрах от города Кондрово, крупнейшего производителя российской туалетной бумаги, взорам творческих людей открылся девственный рай. Он состоял из заброшенного коровника и бугра примерно в семистах метрах от него. Оказавшись на бугре, интеллигенция увидела ширь, даль и простор. Имелись луг, деревья, травы, источавшие истому, и излучина русской реки Угры, делавшей в этом месте изящный поворот направо. Надо ли говорить, что поблизости обнаружилась деревня Никола-Ленивец из восьми домов и населения в два человека. В раю жили мужчина и женщина - Анна Романна Соколова преклонных лет и сын ее, Иван Василич Соколов, сорока с небольшим.

Население вело себя нелюдимо и не тянулось тогда еще к прекрасному. Анна Романна - по возрасту, Иван Василич - по убеждениям. Будучи носителем среднетехнического образования и специалистом по паровозной части, Иван Василич служил когда-то трактористом в соседнем колхозе, но потом отошел от сельскохозяйственных забот, замкнулся и предавался в основном созерцанию средней и повышенной тяжести. Художник Николай Полисский сейчас же решил купить один из брошенных домов и остаться в раю навсегда, чтобы тоже лениво просыпаться, вдыхать истому, созерцать до потери сознания, на нетвердых ногах идти потом на бугор, глядеть, как река Угра посреди луга делает свой немыслимый поворот направо.

Примерно семь лет назад, то ли от постоянного созерцания, то ли от истомы, в художнике проснулся необычайный творческий порыв. За лето он рисовал около шестидесяти видов на реку Угра с бугра, зимой из-за холода меньше - около двадцати. С учетом межсезонья в год выходило около ста картин, где было изображено примерно одно и то же, но разными красками и в разное время суток. Всего к настоящему времени скопилось уже около семисот немыслимых поворотов реки направо, в рамках и без.

Позапрошлой зимой Николай Полисский испытал жгучее желание фотографировать реку и луг. Для придания им еще большей истомы, Полисский решил ввести в ландшафт снеговиков, как бы шедших по стране, видевших кругом одну только жопу и вдруг оказавшихся в раю. И вот в этот примерно момент сила искусства оказалась настолько необычайной, что к прекрасному потянулось и местное население, и население соседних деревень. Из расчета 10 рублей за снеговика жители рая построили на лугу 220 печальных снежных фигур русских баб с морковью вместо носа и ведром вместо шапки. Важность красоты так овладела людьми, что они не остановились. Прошлой зимой они построили на лугу уже 560 снеговиков.

Лето не застало творческих людей врасплох, не поставило их на колени. Николай Полисский и житель рая Иван Васильевич Соколов, ставший уже изредка выходить из состояния перманентного созерцания, задумали скосить траву и построить на лугу зиккурат - храм главного божества Месопотамии. Он должен был иметь вид устремленной к небу гигантской конусообразной спирали. Для этого потребовалось 25 тонн сена, деревянные жерди и неутомимое трудолюбие. Пять тонн скосили сами, двадцать - купили на деньги дачника из Москвы, выступившего в качестве мецената проекта.

Пока вы будете смотреть фотолетопись грандиозного культурного подвига русского народа, разглядывать эти немые свидетельства вечной его тяги к созерцанию и тайне бесполезного, но вечного труда, в деревне Никола-Ленивец будет продолжать течь река Угра. Травы будут источать истому, деревья звать к покою, созерцанию и обильным закускам, а в глазах художника Полисского - отражаться бездонное небо Родины. По крайней мере, той его части, что находится в 60 километрах от города Калуги, в 35 километрах от города Кондрово, крупнейшего производителя российской туалетной бумаги. В этот момент вы, конечно, можете спросить художника: "Коля, мол, а вот на хрена все это нужно?" И он ответит вам просто: для красоты.

Строители башни

Соколов И. В., Гвоздев В. К., Краснов А. С., Иванов Н. И., Беляев В. А., Новиков Ю. М., Беляев А. А., Кондрашов А. M., Устиненков В. И., Акимкина Н. В., Устиненков И. В., Акимкин А. В., Голубцов Е., Баткаев Г. В., Безуглов Э. А., Суетов С. В., Мозгунов Д. В., Ильичев В. И., Зеленский А. М., Фокин А. Н., Птичкина А. А., Кротчик Ф. Б., Птичкина К. В., Краснов С. А., Птичкин А., Носков С. И., Кондрашов П. М., Буковский С. В., Березовская Н. А., Гудков А. Н., Легостаева 0. В., Зуйков В. Н., Рыжова Н. В., Новиков В. А., Котова О. Ю., Матковский В. А., Котова Д. Ю., Матковская С. H., Гусейнова Я. М., Матковская Ю. В., Бартенева 0., Матковский Е. B., Бартенева К., Кондрашова Е. П., Беляева Е. А., Кондрашова M. P., Беляева А. А., Козлов А., Васина И. Н., Харитонов В. И., Буковский С. С., Харитонова 3. П., Устиненков В. В., Буковский В. В., Филимонова И. И., Васин Н. В., Галдин А. А., Волкова В., Зуйков А. Н., Стрежков А., Годовиков М. А., Сорокин А., Годовиков А. А., Беляев А., Годовикова Е. А., Желтов Ю. Н., Годовиков А. А., Желтов В. Н., Пугачев П. Ф., Парыгина М., Рогаткин А., Алтынов В. П., Парыгин В., Зуйкова Н. И., Парыгин А., Галдина Н. П., Серова Н. И., Соколова А. Р., Серов С. В., Суетова B. C., Серов А. С., Жвынчикова B., Серова Е. С., Свистков Е., Бабин Н. Н., Буланенков М. B., Бабина В., Устиненкова E. B., Бахаев И., Новикова А. Ю., Горячев А. А., Фоминова Д. С., Сергеева А. В., Симонова К. А., Галдина С. В., Ключников В. C., Зеленская С. М., Пугачева А. П., Зеленский М. С., Пугачева Е. П.

Прошлым летом в деревне Никола-Ленивец Калужской губернии на лугу у реки была построена башня из сена. Восьми с половиной метров в высоту и тринадцати метров диаметром в основании. Для чего она была построена, одному богу известно. Художник Николай Полисский, который это придумал, говорит, что для красоты.