Сынг Сик (Михаил) Чой, старший менеджер по стратегическому планированию штаб-квартиры Samsung Electronics по странам СНГ.
Михаил - потому, что учительница русского языка в Корее сказала, что он похож на медведя, и в России он подобрал себе наиболее близкое к этому русское имя. Немного за 30, в России два с половиной года, неплохо говорит по-русски.
Компания Samsung Electronics лидирует на российском рынке телевизоров и компьютерных мониторов.
- Как Samsung отреагировал на российский кризис?
- Вообще у нас в Корее тоже был кризис - в 1997 году, и было много трудностей. После кризиса многие большие компании сократили штат и объем производства.
- А чем отличался кризис в Корее от кризиса в России?
- У нас тоже очень сократились золотовалютные резервы. После кризиса, насколько я помню, было девять миллиардов. Но после кризиса в течение двух лет они увеличились до ста миллиардов.
- Я слышал, что корейцы несли в национальный банк свое золото.
- (с воодушевлением) Да-да, я тоже это сделал.
- Как вы вели себя в России после кризиса?
- Мы сократили все затраты, сократили персонал, больше стали работать.
- Без выходных?
- Если много работы, мы не ходим в отпуск. В России мы вели себя так же.
- Русских пойди заставь работать без выходных и без отпуска.
- Это распространялось только на корейцев.
- Но это же несправедливо!
- Но русские коллеги все понимают, они тоже работают по выходным, если нужно.
- Как вы их за это благодарите?
- Если они превышают квартальный план, то им дают бонус.
- Кто составляет план?
- Сами сотрудники. И согласовывают потом с менеджерами.
- Как долго они обсуждают этот план с менеджерами?
- Если дело важное, то оно обсуждается минимум неделю по часу-два в день. Если это не так важно, то решение принимается сразу.
- А если серьезный большой документ, надо обойти других сотрудников и согласовать его с ними. Как налажен этот процесс?
- Каждый день мы обсуждаем тридцать-сорок минут с одним сотрудником, потом я зову другого и смотрю - это плохо, это хорошо и так далее. Если я не согласен, то дело обсуждается на следующий день.
- Что бы вы посоветовали своему другу в первую очередь иметь в России в виду или от чего отказаться?
- Я всегда говорю коллегам: быт русского - как у европейца, но душа - как у корейца. Я чувствую, что русские похожи на корейцев. Корейцы сначала думают, что русские - европейцы, но я говорю: не беспокойтесь, они похожи на нас.
- Иностранный менеджер воспитан в стандартах глобальной корпорации. Но часть этих стандартов может не работать в России?
- Если они приезжают в страну первый раз, они думают, что Россия - это коммунистическая страна. Они смотрят на строгих милиционеров в аэропорту, длинные очереди в паспортном контроле. Поэтому первое ощущение - страшная страна. Потом строгая таможня, темный аэропорт, идет снег. Но я говорю: не беспокойтесь, каждый день все улучшается.
- Но это быт, а что бы вы порекомендовали в менеджменте?
- Я горжусь своими русскими коллегами. Они необычные люди - умные, с хорошими знаниями. Поэтому я говорю своим корейскими коллегам: если ты говоришь с русскими, не делай вид, что ты лучше, надо относиться с уважением, слушать подчиненных. Русские любят корейцев, поэтому бизнес делать удобно.
- А за что это вдруг русские любят корейцев?
- Душа одинаковая. У русских - корейская душа, у корейцев - русская.
- Казалось бы, русские предприниматели не любят никого, кроме себя.
- Кроме себя? Странно.
- Какие грубые ошибки делают иностранные менеджеры?
- Корейские менеджеры очень часто кричат. Это не очень хорошо для атмосферы офиса, и это наша большая ошибка.
- На что похож русский менеджмент?
- На американский. Это значит, что важен результат, а не процесс. Корейский и традиционный европейский - это в первую очередь процесс.
- Что такое результат для русского менеджера? Личное обогащение или развитие бизнеса?
- Очень многие занимаются обогащением. Но важнее должно быть развитие бизнеса, экономики страны, личные интересы - потом. Без страны нет компании.