Диктаторы оборок и вытачек

Культура
Москва, 14.05.2001
«Эксперт» №18 (278)
Чем богат и чем беден фестиваль "Мода и стиль в фотографии"

Любовник леди Каролины Лэм, автор "Чайльд Гарольда" и властитель дум своего времени лорд Байрон не носил галстука - его шея была слишком хороша, чтобы ее прикрывать. Изгнанный из своей страны вольнодумец, отправившийся воевать за свободу греков, не скрывал, что предпочитает роль законодателя моды роли настоящего законодателя, диктующего свою волю чуть ли не всему миру. Если цитировать ближе к оригиналу, то Байрон говорил, что с большим удовольствием был бы Браммелом, чем Наполеоном.

Джордж Браммел - родоначальник и вместе с тем самый яркий представитель дендизма, абсолютный диктатор моды в Англии начала XIX века (да и не только в Англии - его влияние дошло даже до холодной России, воспитав петербургского денди Евгения Онегина). В свое время слава Браммела вполне могла соперничать со славой так почитавшего его Байрона. Стиль этого денди был недосягаемым примером для всех, кто хоть что-либо значил в обществе, не исключая самого короля Георга IV. Именно Браммел сделал искусство одеваться неотъемлемой частью искусства жить и за сто пятьдесят лет до всяких там хиппи показал, что одежда может выражать протест не хуже всего остального. Туалеты Браммела, как и вся его манера существования, были протестом против той диктатуры приличий и порожденной ею скуки, которая царила в Англии того времени. Орудием борьбы знаменитого денди была неожиданность. В том, чтобы всегда поступать неожиданно, и заключается сама сущность дендизма: поступать так, чтобы ум, привыкший к игу правил, не мог, рассуждая логически, это предвидеть.

Легенды о том, как одевался Браммел, передавались из уст в уста еще долгое время после смерти великого денди. Одной из его причуд, например, было носить поношенное платье. Для того чтобы достичь нужного уровня поношенности, фрак отдавали слуге, который должен был скрести его куском отточенного стекла, пока материал не станет подобен кружеву или облаку. Или вот еще: Браммел носил перчатки, которые облегали его руки, как мокрая кисея, так что сквозь них видны были очертания ногтей. Изготовлены эти перчатки были четырьмя специалистами: тремя для кисти руки и одним для большого пальца.

К сожалению, мы с вами можем судить об облике блестящего денди только по восторженным записям его современников и нескольким малоудачным портретам. Изгнанный в конце концов из Англии за долги, Браммел скончался в полной безвестности почти двадцать лет спустя после того, как были произведены первые фотоопыты, но еще гораздо больше лет должно было пройти до того времени, когда модники стали чуть ли не главными претендентами на фотоувековечивание.

Люди стиля

В экспозиции какой-нибудь из выставок фестиваля "Мода и стиль в фотографии", проводимом Московским Домом фотографии в ведущих выставочных залах Москвы, портрет Джорджа Браммела смотрелся бы очень неплохо. Потому что если этому мероприятию чего и недостает, так это изображений настоящих модников, настоящих законодателей стиля вроде этого надменного денди. Из персонажей его ранга на фестивале присутствует едва ли н

У партнеров

    «Эксперт»
    №18 (278) 14 мая 2001
    Конфликт в красноярске
    Содержание:
    Экономика и финансы
    Наука и технологии
    На улице Правды
    Реклама