Зачистка диапазона

Елена Рыцарева
14 мая 2001, 00:00

АФК "Система", группа "Альфа" и питерский холдинг "Телекоминвест" будут решать судьбу российской связи

С мая прошлого года на российском рынке связи произошли три важных события: московская АФК "Система" сильно укрепила свои позиции, питерская команда, контролирующая "Связьинвест" и "Телекоминвест", подготовила плацдарм для сотовой экспансии в регионы, и, наконец, на рынке появился новый игрок - "Альфа-груп", который в ускоренном темпе формирует собственный телекоммуникационный холдинг.

До сих пор рост инфраструктуры главных игроков во многом происходил на деньги иностранных акционеров. "Вымпелком" (скоро он войдет в группу "Альфа") сотрудничал с норвежским Telenor, "Телекоминвест" продал часть своих акций шведскому оператору Telia, а МТС, главный телекоммуникационный актив АФК "Система", продолжала дружбу с Deutsche Telekom. В настоящий момент западные операторы связи, которые после кризиса потратили более 500 млн долларов на покупку российских активов и инвестиции в наши компании, притормозили свою активность. Сейчас им стало не до инвестиций в рисковые рынки: гигантские средства потрачены на приобретение лицензий на мобильную связь третьего поколения, а фондовый рынок просел, так что новых денег с Запада ожидать не стоит. В ближайший год трем российским телекоммуникационным конгломератам, каждый из которых претендует на статус национального лидера, придется больше рассчитывать на внутренние резервы.

"Системный" подход

Первым об общероссийских амбициях заговорил президент крупнейшего оператора мобильной связи России МТС Михаил Смирнов. В его устах это звучит весьма убедительно. Лидируя на московском рынке, его компания уже стала локомотивом, который вытягивает региональные сотовые проекты. За 2000 год число абонентов сетей МТС в регионах увеличилось в 10 раз - до 87 тыс. абонентов, а к маю 2001 года достигло 156 тыс. В Москве, откуда идут основные деньги, компания тоже чувствует себя отлично, занимая последние полгода 57-58% рынка. Причем, несмотря на замедляющиеся темпы роста, его емкость, по всем прогнозам, еще не исчерпана и наполовину.

МТС - главный финансовый ресурс "Системы". Чистая прибыль компании за 2000 год составила более 90 млн долларов, а выручка приблизилась к полумиллиарду. Кроме того, МТС может попытаться еще раз привлечь средства даже при общей не очень благоприятной ситуации на американском фондовом рынке (в ходе размещения акций на NYSE прошлым летом она уже получила более 300 млн долларов). Ведь у компании стабильно растут все показатели: число абонентов, прибыль, выручка, число лицензируемых территорий (самое важное из последних приобретений - питерский оператор "Телеком XXI").

Другой прибыльный актив "Системы" - московский телефонный оператор и интернет-провайдер "МТУ-Информ" (хорошая сеть по Москве, большая база клиентов, лидер коммутируемого доступа в Интернет). Правда, судьба его непосредственного акционера - АО "Московская городская телефонная сеть" (МГТС) - последнее время была не ясна. "Система" заполучила контроль над МГТС еще в 1996 году, уведя этот актив из государственного холдинга "Связьинвест", куда входили почти все российские региональные компании проводной связи. У "Связьинвеста" остался пакет, но не контрольный, а тогдашний глава "Связьинвеста" Наиль Исмаилов получил после увольнения должность председателя совета директоров МГТС. Когда осенью 1999 года к управлению отраслью пришла питерская команда - соратник Путина Леонид Рейман, ставший министром связи, и глава "Петербургской телефонной сети" Валерий Яшин, ставший гендиректором "Связьинвеста", одним из первых встал вопрос возврата в лоно госхолдинга именно МГТС - крупнейшей компании "Связьинвеста", имеющей к тому же множество частных высокодоходных совместных предприятий. В результате полуторагодовых дискуссий сейчас, кажется, найден компромисс. По всей вероятности, МГТС войдет в создающуюся на базе 18 предприятий "Связьинвеста" объединенную компанию Центрального региона РФ и "Система" получит как минимум блокирующий пакет в новой компании. Что за это пришлось отдать питерцам, пока не до конца понятно. Но очевидно, что питерский и московский телекоммуникационные конгломераты постепенно переходят от конфронтации к конструктивному сотрудничеству.

С покровителем, но без избытка средств

Пожалуй, ни одна телекоммуникационная компания так интенсивно не обсуждалась в последние время на рынке, как питерский холдинг "Телекоминвест". Полтора года назад "Эксперт" (N45 от 29 ноября 1999 г.) прогнозировал, что место холдинга на рынке сильно упрочится с приходом на пост министра связи Леонида Реймана. Но произошло даже больше, чем можно было предположить: покупка пакета "МТТ-Инвест", имеющего лицензии на три крупных региона России, распространение лицензии "дочки" "Телекоминвеста" в Саратовской области на все Поволжье, СП со "Связьинвестом" по выпуску справочников и созданию таксофонной сети по всей России, транковая сеть Москва-Питер на бюджетные деньги и т. д. Казалось, "Телекоминвест" становится всесильным и непобедимым.

Действительно, высокий покровитель сделал многое для своих подопечных. Однако деньги им все-таки приходится искать самим. Если рассмотреть текущий бизнес "Телекоминвеста", то реально хорошие деньги приносит только лидер питерского рынка сотовой связи "Северо-Западный GSM". Но и его доходы не сравнимы с московскими: чистая прибыль по итогам 2000 года составила около 20 млн долларов, а оборот не превысил 200 млн долларов.

В этом году наблюдается стабильный рост абонентов компании. Но осенью через свою "дочку" "Телеком XXI" на питерский рынок выйдет МТС - с деньгами и огромным маркетинговым опытом, приобретенным в московских боях. "Северо-Западный GSM" наверняка станет отстаивать свою долю рынка, а значит, особого роста чистой прибыли в этом году не видать и средств на регионы у "Телекоминвеста" может не хватить.

Остаются средства акционеров (прежде всего Telia) и банковские кредиты. Их у "Телекоминвеста", по некоторым оценкам, пока примерно 100 млн долларов. На первый этап освоения регионов этого вполне хватит, но дальше возникнут проблемы.

К "Телекоминвесту" близко примыкают и структуры "Связьинвеста", управляемые выходцами из питерской команды. Многие аналитики вообще склонны рассматривать их как общий бизнес. О реструктуризации "Связьинвеста", оптимизации его управленческих процессов мы писали не раз. Реальный процесс начался, но идет медленнее, чем задумывалось. Палки в колеса вставляют и губернаторы, и связисты, и обиженные миноритарные акционеры. Но не это сейчас больше всего волнует игроков рынка. "Связьинвест" имеет интересы в компании "Соник Дуо", год назад получившей лицензию на предоставление услуг сотовой связи стандарта GSM в Москве и области. По условиям договора летом она должна запустить сеть. Известно, что второй акционер "Соник Дуо", Sonera, собирался инвестировать в проект 300 млн долларов. Ходят слухи, что "Соник" уже строит сеть. Впрочем, напряженно ожидавшие прихода "Соника" "Вымпелком" и МТС теперь в ответ на вопрос о конкуренте демонстрируют олимпийское спокойствие. Во-первых, у "Соника" нет достаточного количества частот в диапазоне 900 МГц, а имеющийся ресурс в диапазоне 1800 МГц, если опираться только на него, сильно удорожает сеть. Демпинговать на рынке "Соник Дуо" не сможет, так как ее сеть на первом этапе будет меньше, чем у конкурентов, а, как ясно показывает пример "Вымпелкома", в демпинге побеждает тот, у кого лучше сеть. Первый заместитель гендиректора "Вымпелкома" Николай Прянишников отмечает и другой момент: "Сейчас стоимость минуты разговора в 'Вымпелкоме' приближается к 22-23 центам (год назад она составляла 36 центов). Как показывает мировой опыт, при выходе на рынок при такой низкой стоимости минуты у третьего оператора возникают большие сложности. Для третьего игрока есть место, когда минута стоит 40-50 центов". Есть и еще один неприятный для "Соника" момент. Его инвестор Sonera сама вот-вот может быть продана - то ли France Telecom, то ли другому европейскому оператору. А в стратегию нового владельца может и не вписаться какой-то оператор в далекой России.

"Альфа" пришла

Еще два года назад основную экспансию, по крайней мере в сотовой связи, эксперты ожидали вовсе не от МТС, а от ее заклятого конкурента "Вымпелкома". Он заслуженно завоевал на рынке имидж динамичной, агрессивной, рисковой компании и намного обгонял МТС по числу абонентов в Москве. Хотя финансовый кризис увеличил отток абонентов и по итогам 1998 года "Вымпелком" понес небольшой убыток, в ноябре 1998-го ему удалось привлечь стратегического инвестора - норвежского оператора Telenor, который купил 25% плюс одну голосующую акцию "Вымпелкома" за 160 млн долларов.

Но это не спасло компанию от быстрой потери доли рынка. В начале 1999 года "Вымпелком" имел хорошую сеть американского стандарта AMPS и только приступал к строительству сети GSM. Между тем доходные бизнес-абоненты все чаще выбирали GSM. Деньги, полученные от Telenor, "Вымпелком" направил на строительство сети GSM, но для покрытия, сравнимого с МТС, их было мало. Не имея возможности сражаться в бизнес-секторе, "Вымпелком" бросился на массовый рынок. Но и тут МТС составила достойную конкуренцию. Час X настал для "Вымпелкома" осенью 1999 года. Видя, как МТС вот-вот обгонит его, "Вымпелком" пошел ва-банк. Он ввязался в ценовую войну, стал дотировать телефоны, выпустил ставшие уже знаменитыми "коробочки" по 49 долларов. По итогам 1999 года абонентов в столице у "Вымпелкома" оказалось больше (350 тыс. против 299 тыс. у МТС), но победа оказалась пирровой - чистый убыток достиг 39,5 млн долларов (у МТС - прибыль 85 млн долларов).

Летом 2000 года обе компании вышли на NYSE. У МТС было первичное размещение, а "Вымпелком" занимал деньги во второй раз. МТС получила около 350 млн, "Вымпелком" - около 225 млн.

За 2000 год "Вымпелкому" удалось ликвидировать одну, по выражению Николая Прянишникова, "бомбу замедленного действия" - преобладание AMPS-абонентов (62% от общего числа в 1999 году). Доля GSM-абонентов была увеличена до 57%. Кроме того, поквартально рос трафик, доходы, число абонентов, снижались убытки, затраты на привлечение одного абонента. Но одна цифра обесценивает все эти достижения - чистые убытки выросли и по итогам 2000 года достигли 77 млн долларов.

Компании хронически не хватало денег на Москву, а еще нужно было продолжать борьбу в регионах. Лицензии GSM на территории, где проживает 70% населения России, были получены еще в 1998 году, но сети не строились. Отец-основатель компании Дмитрий Зимин отделил региональный бизнес в компанию "Вымпелком-Р" и безуспешно пытался его продать с начала 2000 года. Отдельно регионы никто покупать не хотел, и Зимину, по некоторым данным, в этом году пришлось согласиться на продажу своего пакета в большом "Вымпелкоме". По мнению аналитиков, параметры сделки будут открыты в конце мая - начале июня. Покупателем оказался финансово-промышленный холдинг "Альфа-груп".

"Альфа" стремилась на рынок связи давно. Еще в 1997 году она участвовала в конкурсе по продаже пакета "Связьинвеста", но проиграла команде Потанина и Сороса. Тогда альфовцы очень расстроились, но сейчас, вероятно, благодарят бога за этот проигрыш. Ведь "Связьинвест" после кризиса подешевел чуть ли не в пять раз, и команды аналитиков сейчас судорожно пытаются сделать из него хоть сколько-нибудь ликвидный актив.

В конце 2000 года "Альфа" опять задумалась о связи. Была создана специальная компания "Альфа-Телеком", собрали туда опытных менеджеров, которые уже много лет трудятся на ниве отечественного сотового бизнеса. Первое приобретение произошло в начале апреля 2001 года. Альфа-банк купил за 110 млн 44,38% акций холдинга "Голден Телеком", включающего операторов проводной связи и интернет-провайдеров. Тогда же по рынку стали ходить упорные слухи о покупке "Вымпелкома".

Известно, что обычно "Альфа" не прикипает душой к своим "дочкам" и при благоприятных обстоятельствах может спокойно их продать. Наиболее яркий пример последнего времени - продажа минувшей зимой контрольного пакета акций пермского завода по выпуску стиральных порошков "Пемос" немецкому концерну Henkel. Но хотя в процессе управления тем или иным предприятием "Альфа" подчас и не делает крупных вложений, она поддерживает его в нормальном работоспособном состоянии. Да и время владения активом отсчитывается не месяцами, а годами. Так что стратегическим инвестором "Альфу" назвать нельзя, но и на роль простого фондового спекулянта она никак не подходит.

"Альфа-груп" приобрела пакеты двух прозрачных телекоммуникационных компаний, акции которых котируются на NASDAQ и NYSE, именно в тот момент, когда, как отмечают многие фондовые аналитики, рынок достиг дна. На пресс-конференции, посвященной приобретению "Голден Телеком", первый заместитель председателя правления Альфа-банка Андрей Косогов не отрицал, что операторы связи куплены с расчетом на последующую продажу в долгосрочной перспективе. Однако пока активы переданы в управление одной из "дочек" "Альфа-Телеком". Перед ее топ-менеджерами стоят непростые задачи: реструктурировать многочисленных "интернет-дочек" "Голден Телекома", разобраться с региональными сотовыми проектами "Вымпелком-Р" и наконец-то вытащить из трехлетней полосы убыточности сам московский "Вымпелком".

Риск, взятый на себя "Вымпелкомом" после кризиса, оказался избыточным. Зато осторожная маркетинговая политика вкупе с альфовскими деньгами вполне могут принести желанную прибыльность. "Голден Телеком" подбросит контента для мобильного доступа в Интернет и проводов для связи сотовой инфраструктуры. А опыт другого акционера - Telenor - позволит внедрить новые интересные услуги. Одна из них - единый номер для сотового и проводного телефонов - уже предлагается совместно "Вымпелкомом" и "Комбеллгой".

От сот к проводам

Последние изменения на отечественном рынке связи носят знаковый характер. Главное, по мнению аналитиков, то, что питерцы и "Система" нашли общий язык. Велика вероятность, что по взаимному согласию эти компании в ближайшее время разделят наиболее интересные региональные рынки, а сильных местных сотовых операторов попытаются купить. Следующий шаг - приступить к разделу проводной связи. На базе "Связьинвеста" сейчас активно формируются семь региональных компаний, владеет он и контрольным пакетом монополиста дальней связи "Ростелекома". Через пару лет, если цены на местную связь поднимутся, а дальняя не будет демонополизирована, все эти полугосударственные компании станут весьма привлекательными.

Не до конца понятной остается в этой ситуации судьба третьего крупного игрока - телекоммуникационного холдинга группы "Альфа". В принципе и лоббистский потенциал, и неплохие стартовые позиции у него есть, тем более что даже в случае тотальной концентрации всей отрасли делить ее между двумя игроками - слишком уж круто. Здесь все будет зависеть от отношения "Альфы" к своему новому увлечению - займется она им "всерьез и надолго" или ограничится предпродажной подготовкой.