Шкала надежности

Впервые в России страховые компании получат комплексную оценку надежности - рейтинг

Как узнать о надежности страховой компании? Если задать этот вопрос иностранцам, то можно не сомневаться, что ответ будет лаконичным. Вам скажут, что необходимо просто посмотреть на ее рейтинг. Aaa, AAA или A++ - удивительно, но этой информации американцу или европейцу вполне достаточно для того, чтобы заключить со страховой компанией договор и спать спокойно. И не надо изучать основы финансового анализа и копаться в отчетности страховщика. Не надо искать благодарные или критические отзывы клиентов, допытывать менеджера, в какие ценные бумаги страховая компания размещает страховые резервы и кто и на каких условиях перестраховывает ее риски. Все это уже сделали профессионалы - сотрудники рейтинговых агентств.

Наши реалии

В России навести справки о надежности страховщика куда сложнее.

Первое, что приходит в голову, - воспользоваться советами знакомых. Можно, но практически бесполезно. Ведь страхование - продукт, имеющий "отложенную" ценность. Его качество можно узнать лишь через несколько месяцев, а чаще - лет после заключения первого договора. Рекомендуя ту или иную компанию знакомым или партнерам по бизнесу, человек, как правило, ориентируется на субъективные впечатления о внимательности персонала, богатстве офиса и стоимости страховки. Согласитесь, подобные данные характеризуют надежность страховщика лишь очень косвенно.

Официальной информации на страховом рынке практически нет. Департамент страхового надзора охраняет отчетность страховщиков, как государственную тайну. Информация о "болезни" страховщика выходит за пределы этого ведомства только тогда, когда больной уже давно мертв. Баланс и отчет о прибылях и убытках страховщики обязаны публиковать в средствах массовой информации, однако зачастую они умудряются сделать это так, что найти эту информацию практически невозможно.

Радиоэфир и пресса заполнены рекламой "самых надежных страховщиков", предлагающих купить у них полисы "по самым низким ценам". В рамках аналитических обзоров, публикуемых у нас в "Панораме страхования" и некоторых других изданиях, возможно осветить лишь некоторые основные показатели страховых компаний, рассказать о предлагаемых ими условиях, предупредить о возможных тонкостях договоров страхования. Но этого явно недостаточно.

Их опыт

Рейтинговых агентств в мире не так много. Всемирное признание в области страхования имеют всего пять: A. M. Best Co., Duff & Phelps, Moody`s Investor Service Inc., Standard & Poor`s Corp. и Weiss Research Inc. Применяемые ими методики различны, но принцип работы одинаков. Так, в ходе исследования любое агентство анализирует как количественные, так и качественные показатели деятельности страховой компании и использует не только точные методики вычислений, но и экспертные оценки специалистов. Результатом работы рейтингового агентства является присвоение компании определенного класса надежности (см. "Международные рейтинги").

Крупнейшие интернациональные страховые компании предпочитают получать рейтинги сразу в нескольких рейтинговых агент

У партнеров

    «Эксперт»
    №19 (279) 21 мая 2001
    Курилы
    Содержание:
    Обзор почты
    Тема недели
    Наука и технологии
    Книги
    На улице Правды
    Реклама