Банк России направил в Госдуму свой отчет за 2000 год, заверенный аудиторской фирмой Deloitte & Touche. Комментируя итоги прошлого года в денежно-кредитной сфере, первый зампред ЦБ Татьяна Парамонова в качестве главных достижений отметила увеличение золотовалютных резервов (с 12 до 25 млрд долларов, сейчас они выросли уже до 32,5 млрд) и восстановление на докризисном уровне динамики денежной массы в реальном выражении. Напомним, что денежная масса в прошлом году выросла на 62%, тогда как инфляция составила 21%. Соответственно возросла монетизация экономики, а роль неденежных расчетов сократилась, что привело к увеличению собираемости налогов. Впервые за многие годы был достигнут профицит федерального бюджета, что благотворно сказалось на взаимоотношениях Банка России и Минфина РФ. В 2000 году Минфин не заимствовал у Банка России ни рублевых, ни валютных средств. Упомянутые факторы, считает первый зампред ЦБ, привели к снижению ставок денежного рынка. В свою очередь, приемлемый уровень ставок заимствования позволил комбанкам существенно увеличить объем кредитования реального сектора и снизить ставки по рублевым кредитам конечным заемщикам до 18-25% годовых.
Характер инфляционного всплеска этого года г-жа Парамонова связывает с корректировкой цен в базовых секторах экономики, прежде всего в энергетическом. Подобные ситуации неизбежны и будут возникать в ближайшие несколько лет. Поэтому ждать в этот период резкого сокращения уровня инфляции, по-видимому, не приходится.
Прибыль ЦБ РФ за прошлый год составила 4 млрд 179 млн рублей. В настоящее время, по свидетельству Татьяны Парамоновой, Банк России и Минфин РФ обсуждают возможности переоформления большей части долга Минфина перед ЦБ РФ в инструменты с рыночной процентной ставкой. В случае успеха на рынке появится еще один инструмент денежно-кредитной политики.
Г-жа Парамонова также подтвердила годовую цифру чистого оттока частного капитала из России в размере около 24 млрд долларов. Часть этих средств использовалась как инвестиции в расширение инфраструктуры для наших экспортеров за рубежом, что уже можно считать положительными процессами. Доля средств, ушедших как невозврат валютной выручки, в числе других нежелательных потерь в виде оттока капитала, в последнее время имеет тенденцию к снижению.