Приморье сравнивали с Чечней задолго до того, как герой первой чеченской кампании генерал Константин Пуликовский уже в ранге полпреда президента по Дальнему Востоку провел свою знаменитую зачистку властных структур Приморского края. Для таких сравнений были некоторые основания: Приморье демонстрировало слишком высокую степень независимости от федеральных властей; вместо федерального законодательства на территории края действовали "понятия", причем главным "понятием" была приближенность к краевой власти; край являлся "черной дырой" для федерального бюджета; финансовые потоки были направлены на обеспечение интересов узкой группы лиц (некоторая часть денег шла на финансирование как раз настоящих чеченских боевиков); обнищавшему населению края сумели внушить, что во всем виновата Москва. ("Эксперт" подробно писал об этом в N45 за 2000 год).
В феврале по настоянию Кремля Евгений Наздратенко ушел в отставку. Федеральная власть демонстрировала решимость навести в Приморье порядок. Но не получилось. Федеральные силы (как и в Чечне) действовали несогласованно и непоследовательно. Константину Пуликовскому не удалось отправить в отставку прокурора края Валерия Василенко - этого не допустил генпрокурор РФ Владимир Устинов. На своих местах остались также несколько вице-губернаторов, председатели краевого суда общей юрисдикции и арбитража и еще несколько ключевых фигур, дискредитировавших себя за время пребывания на ответственных постах.
А когда Евгения Наздратенко назначили председателем Госкомрыболовства, весь смысл "показательной порки" в глазах общества сошел на нет. Кроме того, поскольку рыбная отрасль является основой экономики края, по сути Наздратенко предоставили неплохие экономические рычаги, позволившие ему даже укрепить свои позиции в Приморье и еще крепче привязать к себе потоки крупнейших предприятий рыбной отрасли края, например ОАО "Дальморепродукт".
Возвращение Толстошеина
Но, конечно, ключевым моментом борьбы за Приморье станут губернаторские выборы. Число зарегистрированных кандидатов превысило 30, необходимое число подписей в свою поддержку собрали 14 человек. Реальных претендентов два - бывший и. о. губернатора Валентин Дубинин и заместитель полпреда президента Геннадий Апанасенко.
После ухода Наздратенко на должность и. о. губернатора заступил его верный соратник и первый зам Константин Толстошеин. Однако Пуликовскому удалось доказать, что из двух первых вице-губернаторов более главным является не Толстошеин, а Дубинин, который и был назначен и. о. губернатора. Практически одновременно с назначением Дубинина Константин Пуликовский собрал вице-губернаторов и предложил им прямо на месте написать заявления об отставке. Шесть вице-губернаторов, в том числе Константин Толстошеин, не смогли отклонить это предложение.
Тут начались регистрация кандидатов и их соревнование за право считаться креатурой Кремля и президента. О своих переговорах с Владимиром Путиным и чуть ли не о его напутствиях первым заявил бывший командующий Черноморским флотом адмирал Игорь Касатонов. Затем то же самое сделал Геннадий Апанасенко. Когда до окончания регистрации оставались считанные дни, о своем желании участвовать в выборах заявил Валентин Дубинин. Это было неприятным сюрпризом для Константина Пуликовского, поскольку Пуликовский поддерживал на выборах своего зама Геннадия Апанасенко.
Тогда-то Константин Толстошеин и обратился в суд с иском о восстановлении на работе - он, оказывается, писал заявление об увольнении под давлением. Фрунзенский суд Владивостока иск удовлетворил. А поскольку это случилось в то самое время, когда Валентин Дубинин ушел в предвыборный отпуск, Толстошеин немедленно стал и. о. губернатора и перехватил столь необходимые перед выборами административные рычаги у Дубинина. Таким замысловатым образом у власти вновь оказался ставленник Евгения Наздратенко. Самое забавное заключается в том, что это возвращение на руку полпреду Пуликовскому, который и был инициатором снятия Толстошеина с должности. Ведь Толстошеин сам в губернаторы не идет и играет теперь против Дубинина. А это повышает шансы ставленника полпреда Геннадия Апанасенко. Вот такие комбинации разыгрываются в Приморье.
Предвыборный расклад
Что же представляют собой главные кандидаты? Валентин Дубинин долгое время работал в аппарате Наздратенко, занимался экономикой и в политику практически не встревал. Позиционируется как крепкий хозяйственник. Вокруг Дубинина объединилась политическая элита края, которая боролась с Наздратенко, но не приняла Апанасенко.
Кроме того, Дубинин пользуется поддержкой бывшего главы администрации Приморского края Владимира Кузнецова. Это, кстати, немаловажно, поскольку в последние месяцы авторитет бывшего руководителя в крае заметно вырос. Владимир Кузнецов с 1993 года работал консулом России в США, но не так давно вернулся в Приморье, прочитал ряд лекций в университете и был встречен "на ура".
Геннадий Апанасенко тоже был вице-губернатором, но в Хабаровском крае. Для приморского электората это минус, поскольку приморцы весьма ревниво относятся к своему северному соседу - Хабаровский край довольно выгодно смотрится на фоне перманентно кризисного Приморья. С другой стороны, Апанасенко родом из Приморья, что смягчает сердца избирателей.
По результатам некоторых социологических опросов в крае лидирует Виктор Черепков, но, на наш взгляд, это фигура непроходная. Его ситуация в чем-то схожа с ситуацией Геннадия Зюганова. Очень многие избиратели ни при каких условиях за Черепкова не проголосуют (по этому показателю Черепков также лидирует в ряде соцопросов), поэтому при попадании во второй тур Черепков наверняка проиграет.
К тому же Черепков неприятно удивил значительную долю приморцев, сообщив об очередной смене ориентации. Вот что сказал бывший непримиримый противник Наздратенко в одном из интервью: "Что касается моей сегодняшней позиции и видения положения дел в Приморье, они действительно очень близки к позиции бывшего губернатора края Евгения Наздратенко. Мы с ним встречались, разговаривали и пришли к единому мнению".
Накануне выборов имидж бессребреника также пострадал, когда пресса сообщила о том, что Черепков замешан в скандале с рядом офшорных компаний и Владивостокской базой тралового и рефрижераторного флота.
Еще одним серьезным кандидатом является президент Приморского морского пароходства Александр Кириличев. Но Кириличев, обладающий в общем неплохим потенциалом (как финансовым, так и политическим), практически не ведет кампанию.
Сейчас все кандидаты-приморцы договариваются о создании единого фронта против "чужака" Апанасенко. Цель таких переговоров - уберем чужого, потом разберемся между собой.
Борьба ресурсов
Таким образом, сегодня речь идет о борьбе двух административных ресурсов - приморского и федерального. Между майскими праздниками Приморье посетил замглавы президентской администрации Владислав Сурков, которого сопровождали представители силовых ведомств. На совещании руководителей края он, как передают источники, твердо заявил о поддержке Апанасенко и дал понять, что при нежелательном итоге выборов в крае могут быть введены "элементы внешнего управления". В ответ депутаты краевой думы проявили неслыханное единодушие и направили обращение к Владимиру Путину. Суть обращения состояла в том, что Кремль не должен декларировать поддержку на выборах "своему" кандидату и выкручивать руки приморцам. Буквально через пару дней на совещании с полпредами Путин сказал: "Я никогда не обещал поддержку ни одному региональному кандидату. Дело президента и его полпредов - не борьба за власть в регионах, а укрепление госвласти на местах".
С использованием приморского административного ресурса Дубининым скандалов до сих пор не возникало - вероятно, он делает это тоньше, а может, родной ресурс население не раздражает, благо и привычка выработалась. Впрочем, федеральным ресурсом Дубинин тоже не брезгует. Недавно он сообщил, что Кремль вызвал его "на беседу". "Поездка в Москву прошла успешно. Вернулся бодрый, полный сил, уверенный в победе. В Кремле встречался с Владиславом Сурковым, который недавно был у нас в Приморье. Он обещал: никакого давления на избирателей и кандидатов со стороны Кремля не будет. Надеюсь, что 27 мая выборы в Приморье состоятся" (газета "Время МН"). В прессу просочилась информация, что Дубинин встречался в Кремле с Владимиром Путиным и получил заверения, что его не снимут с выборов. Не более, но и не менее.
Особого рассмотрения заслуживает ресурс бывшего губернатора Приморья Евгения Наздратенко. Как уже говорилось, благодаря своему посту главы Госкомрыболовства Наздратенко даже укрепил влияние на рыболовные и рыболовно-транспортные компании края. Кроме того, авторитет Наздратенко в крае весьма велик, и любое слово в поддержку того или иного кандидата будет немедленно принято к сведению значительной частью населения.
Наздратенко же ведет довольно сложную игру. Будучи представителем центральной власти, он время от времени заявляет о поддержке Геннадия Апанасенко. Но есть сведения, что бывший губернатор помогает и другим кандидатам.
Во-первых, трудно предположить, что его встречи с Виктором Черепковым ограничились обсуждением проблем края.
Во-вторых, вполне возможно, что Наздратенко оказывает поддержку основному конкуренту Апанасенко - Валентину Дубинину. Так, в приморской прессе опубликованы письма поддержки в адрес Дубинина со стороны президента ОАО "Дальморепродукт" Юрия Диденко. Если учесть, что Юрий Диденко всегда был верным союзником Наздратенко, а теперь зависит от него и по работе, то получается, что сигнал исходит от самого экс-губернатора.
Скорее всего, Наздратенко просто решил в розницу продать свой политический ресурс сразу нескольким кандидатам. Вероятно, условием сделки является сохранение взаимодействия отставного губернатора с бизнес-структурами Приморья. Вполне возможно, что в решающий момент (например, во время второго тура) стоимость политического ресурса Наздратенко резко вырастет, и тогда переговоры об условиях сделки он будет вести уже не с кандидатами, а с Кремлем. Разменной монетой в этом случае, видимо, станет не будущее приморских бизнес-структур, но политическая карьера самого губернатора на федеральном уровне.
Виновата будет Москва
Отмена выборов в Приморье в случае их неудачного для Кремля исхода сейчас вполне возможна, и Кремлю это в какой-то степени даже выгодно. Говорят, что у некоторых высокопоставленных кремлевских чиновников остались финансовые интересы в Приморье и необходимость доделать кое-какие дела. С этой точки зрения и. о. губернатора будет гораздо более послушным, чем губернатор избранный.
При этом Кремль не учитывает несколько серьезных опасностей. Во-первых, Наздратенко давал обещание не участвовать только в этих выборах, а в выборах, которые будут назначены через три месяца, он вполне может принять участие. И наверняка победит, что окончательно дискредитирует политику Кремля. Во-вторых, отмена выборов и проведение в ближайшее время еще одних не лучшим образом скажется на подготовке края к зиме.
Итак, "чистые" выборы, которые мог бы провести федеральный центр без Наздратенко, уже не получились. И политическая элита края, и само население осознали, что с уходом Наздратенко ничего не изменилось - тот же административный ресурс, то же давление на прессу и на общественное мнение. А значит, в случае победы любого кандидата это будет приписано руке Москвы. А раз так, то и все проблемы (а проблемы будут, и энергетического кризиса следующей зимой не миновать, поскольку плоды восьмилетней деятельности Наздратенко за месяц не расхлебаешь) будут перевалены на Москву.