Энергичная администрация

Олег Леонов
28 мая 2001, 00:00

С помощью энергетики республиканцы хотят "зарядить" экономику

В середине мая президент США Джордж Буш в ходе визита в Миннесоту изложил основные аспекты реформирования энергетического сектора страны. План, разработанный под руководством вице-президента страны Дика Чейни, содержит 105 пунктов с предложениями, как предотвратить энергетический кризис в США. Суть новой концепции - уменьшить зависимость Америки от импортной нефти за счет активной разработки собственных ресурсов и за счет еще более тесного сотрудничества в этой сфере с Канадой, Мексикой и странами Южной Америки. Вашингтон намерен заняться реструктуризацией внутреннего энергорынка и постепенно развивать альтернативную энергетику. Если в кратчайший срок Белый дом не проведет коренной реконструкции отрасли, американская экономика, являющаяся крупнейшим импортером нефти и одновременно крупнейшим эмитентом парниковых газов, может оказаться на грани краха.

Конец дешевой нефти

По данным Американского института нефти, за последние двадцать лет добыча нефти на территории США сократилась почти на треть, тогда как доля импортной нефти в суммарном потреблении выросла до 55%. объемы производства нефти в США снижаются, несмотря на стремительное развитие технологий как бурения, значительно расширяющих как географию нефтедобычи, так и извлечения. Сегодня на шельфовых месторождениях нефть в среднем можно добывать с глубины 1,9 км (в 1981 году - с 1,4 км). Если в 1981 году из месторождения извлекали 69,9% запасов, то в 2001 году - 80,3%.

В газовом секторе дела обстоят ровно так же. За счет бурного развития технологий американские компании сейчас извлекают газ быстрее, чем находят новые месторождения. Уже сейчас аналитики прогнозируют, что в Мексиканском заливе, например, соотношение объемов добычи газа к приросту ресурсной базы будет уменьшаться на 40% в год. Подобная ситуация объясняется тем, что американцы сознательно не вкладывали деньги в разработку собственных месторождений, рассчитывая на дешевые импортные энергоресурсы.

За счет мощного военного присутствия США держали под политическим контролем стратегические ресурсы на Ближнем Востоке и в других регионах, что гарантировало американцам надежные поставки нефти. В 1992 году бывший министр энергетики Джеймс Шлезингер так публично охарактеризовал подобные "методы": "Из истории войны в Заливе наш народ усвоил одно: несравненно легче и забавнее отправиться на Ближний Восток и дать тамошним людям пинок под зад, чем приносить жертвы ради ограничения зависимости Америки от импортной нефти". Сейчас у США на новую "Бурю в пустыне" ресурсов может и не хватить (об этом "Эксперт" писал в N18 за 2001 год), поэтому республиканцы вынуждены увеличивать добычу нефти у себя на родине.

Но в последнее время в США отмечается устойчивый тренд к сокращению территорий, на которых можно вести бурение. Двадцать лет назад добывать нефть можно было на 75% государственных земель, сейчас же - только на 17% (правительству США принадлежит треть всей территории США). Не случайно в новый план республиканцев включен пункт о разрешении добывать нефть на 8% заповедных территорий на Аляске. В теории Вашингтон может выдать лицензии на добычу нефти на всем континентальном шельфе США, но, как показывает практика, последнее слово остается за штатами. Губернатор Калифорнии блокировал добычу нефти на своей территории. Даже губернатор Флориды Джеб Буш, брат действующего президента, под давлением общественности вынужден был запретить нефтедобычу на побережье своего штата.

Прекрасно понимая, что значительно увеличить добычу нефти в США в кратчайшие сроки не получится, американцы пытаются изыскать дополнительные резервы у соседей. Сейчас, например, американские компании активно заинтересовались канадскими битуминозными песчаниками - это так называемая тяжелая нефть. В Канаде ее извлекаемые запасы оцениваются в 300 млрд баррелей (для сравнения - обычные доказанные запасы Саудовской Аравии составляют 250 млрд баррелей). Налаживает Вашингтон и более тесные "энергетические" связи с Мексикой, 80% экспорта нефти которой и так идет на "север". В частности, США намерены построить в Мексике ряд АЭС, которые будут поставлять энергию в Штаты.

Зарядка для экономики

Президенту Бушу предстоит не только уменьшить зависимость Америки от внешних поставщиков энергоресурсов, но и решить в энергетике ряд структурных вопросов. Главный из них - острая нехватка электроэнергии. Стремительное развитие экономики в 90-х годах не сопровождалось строительством новых генерирующих мощностей, что привело к острому кризису в ряде штатов. План Буша-Чейни об обеспечении энергетической безопасности предусматривает строительство новых электростанций и передающих сетей. В некоторых западных СМИ даже появлялась информация о том, что в США вместо четырех региональных сетей может быть создана единая энергосистема. Чтобы ускорить строительство электростанций, администрация намерена упростить процедуру экологической экспертизы. Кроме того, она планирует увеличить долю электроэнергии, вырабатываемой на ТЭС на угле и АЭС. Чтобы успокоить демократов, разделяющих "зеленые" идеи, республиканцы намерены выделить около 9 млрд долларов на налоговые кредиты тем, кто в хозяйстве будет использовать возобновимые источники энергии (солнечной или ветровой) или пересядет на автомобили, разработанные с использованием новых технологий.

Реформирование энергетики преследует ту же экономическую цель, что и создание ПРО и снижение налогов на 1,35 трлн долларов в течение одиннадцать лет, - стимулировать экономику. Республиканцы надеются перевести поток средств из новой экономики в реструктуризацию энергетики для финансирования строительства новых предприятий, что в свою очередь должно дать новый импульс замедляющейся экономике. Однако на всякий случай Белый дом решил подстраховаться - в новой концепции развития энергетики есть туманные намеки на переход к энергосберегающей экономике. Но американцы вряд ли согласятся на это: даже в разгар энергетического кризиса жители Калифорнии игнорировали призывы отключить кондиционеры.