Свобода или правда

Культура
Москва, 28.05.2001
«Эксперт» №20 (280)
Жюри 54-го Каннского фестиваля пошло на поводу у зрителя

Решение президента каннского жюри этого года, любимой актрисы Бергмана Лив Ульман, было предсказуемым. Его можно было угадать, проследив за настроениями зрителей. Вручение "Золотой пальмовой ветви" "Комнате сына" Нанни Моретти, Гран-при - "Пианистке" Михаэля Ханеке, а наград за режиссуру - Дэвиду Линчу и Джоэлу Коэну полностью отвечало ожиданиям публики.

Два года назад Дэвид Кроненберг продемонстрировал полное равнодушие ко вкусам критиков. Люк Бессон в прошлом году выбрал фильмы, близкие его собственному творческому видению мира. Лив Ульман попыталась определить и закрепить тенденции фестиваля 2001 года.

Психотерапевт и убийца

Давний конфликт Италии и Франции - владелиц самых престижных, старейших кинофестивалей мира (кстати, Каннский изначально был организован именно как антитеза Венецианскому) - снова дал о себе знать. Слава Италии и Франции как великих кинодержав теперь в прошлом, в эпохах "новой волны" и неореализма. Сейчас им остается лишь выставлять свои фильмы на фестивалях и надеяться, что международное, а значит независимое, жюри отнесется к ним благосклонно. Помнится, год назад Италия обиделась на Францию за то, что ни одного ее фильма не пригласили в каннский официальный конкурс: "Мы вас всегда в Венецию зовем!" - оскорбленно восклицали все итальянские газеты. В этом году перед одним особо интересным сеансом, когда мест в зале катастрофически не хватало, некий итальянский журналист, не попавший на фильм, орал в истерике на охранников: "Берлускони на вас не хватает!". Впрочем, Франция в долгу не остается. Показанная в этом году в Канне конкурсная документальная драма "Роберто Зукко" о реальном убийце-анархисте из Италии, грабившем и похищавшем людей на юге Франции, по сути, явила зрителям образ харизматичного, но грязного, необразованного, психопатичного итальянца, смущавшего покой благополучных французов.

В этих условиях награждение "Золотой пальмовой ветвью" Нанни Моретти, лидера итальянского современного кино и убежденного противника Берлускони, - подлинный триумф для Италии. "Комната сына" - фильм крайне простой, в своей простоте почти совершенный и это совершенство эксплуатирующий. Привораживает картина Моретти не тем, что несет зрителям позитивные эмоции. Фильм о трагическом, но сам образ итальянской семьи, где один стоит горой за другого, показался зрителям чрезвычайно успокаивающим. Смерть в этом мире остается величайшим несчастьем, однако она всегда приходит извне и никак не может быть мотивирована изнутри. Семнадцатилетний сын главного героя гибнет от несчастного случая. Вся вторая половина фильма - анализ того, как осиротевшая семья может справиться с кризисной ситуацией.

С этой "позитивностью" "Комнаты сына" не смог соперничать ни один фильм, тем более французский. Кроме откровенно посредственных "Репетиции" и "Роберто Зукко" французы представили весьма необычную картину "Офицерская палата" (главный герой, офицер первой мировой, получает страшное ранение в лицо и становится на всю жизнь уродом, а режиссер исследует предпосы

Новости партнеров

«Эксперт»
№20 (280) 28 мая 2001
Реформа энергетики
Содержание:
Энергичная администрация

С помощью энергетики республиканцы хотят "зарядить" экономику

Обзор почты
Наука и технологии
Реклама