Авиализинг вышел на среднюю магистраль

Русский бизнес
Москва, 28.05.2001
«Эксперт» №20 (280)

Казанское авиационное производственное объединение имени С. Горбунова (КАПО) передало в лизинг хабаровской авиакомпании "Дальавиа" первый из двух самолетов Ту-214 (второй поступит в парк "Дальавиа" в июле этого года). Это беспрецедентная в истории нашей авиации сделка по приобретению новейшего российского пассажирского среднемагистрального лайнера отечественным авиаперевозчиком.

Церемония передачи самолета прошла с большой помпой. На тожественном митинге президент Татарстана Минтимер Шаймиев, вручая символический ключ зажигания от нового лайнера гендиректору "Дальавиа" Павлу Севастьянову, обязался "приложить все усилия, чтобы отечественное самолетостроение вернуло прежние позиции в мире" (некогда на долю СССР приходилась четверть мирового рынка авиатехники). Первый шаг на пути к этому лидер Татарстана уже сделал, полностью освободив КАПО от всех налогов в местные бюджеты и выдав заводу целевые кредиты (которые тот еще не вернул). Кроме того, республика заплатила около 100 млн рублей за сертификацию лайнера и выделила еще около 275 млн на организацию продаж по лизинговой схеме.

Оператором сделки выступила Финансовая лизинговая компания (ФЛК), учрежденная НК "Татнефть", ИФК "Солид" и банком "Зенит". Как сообщил председатель правления "Зенита" Алексей Соколов, для реализации лизингового проекта ФЛК взяла кредит в 6 млн долларов у администрации Хабаровского края и 10 млн долларов у республики Татарстан, ссудив все эти средства авиакомпании на восемь лет и три месяца под 8% годовых. По словам руководителя "Дальавиа", новые самолеты заменят устаревшие Ил-62 на маршруте Хабаровск-Москва, а в перспективе на них будут выполняться полеты в Японию и Корею. В НИИ Экономики авиационной промышленности подсчитали, что эксплуатация двух Ту-214 в "Дальавиа" будет экономически эффективна при коэффициенте загрузки кресел 60%. В этом случае "Дальавиа" сможет не только выплачивать проценты по кредиту, но и заработает деньги для приобретения в лизинг новых самолетов. А приобретать есть что.

Сейчас на стапелях КАПО в разной степени готовности находятся еще шесть Ту-214. По словам руководителя объединения Наиля Хайруллина, Ту-214 сможет занять достойное место в парках наших авиакомпаний, поскольку стоит всего 25 млн долларов - почти в 2,5 раза меньше, чем американский аналог, Boeing-757 (60-65 млн). Алексей Соколов считает, что помимо "Дальавиа" Ту-214 в лизинг могут взять авиакомпании "Россия", "Трансаэро", "Сибирь" и "Красаэйр". По его мнению, альтернативы лизингу нет: "Несмотря на то что проценты по нему выше, чем по обычному кредиту, в итоге авиакомпания все равно существенно экономит, например, на налоге на имущество".

Впрочем, мотив банкира понятен. Чтобы лизинговый проект окупился, ФЛК должна поставить еще как минимум пять самолетов по той же схеме, что и в "Дальавиа". Однако очереди из авиакомпаний, желающих приобретать у ФЛК самолеты, пока не наблюдается. Так, гендиректор "Красэйр" Борис Абрамович сообщил, что схема, по которой Ту-214 был поставлен "Дальавиа",

Новости партнеров

«Эксперт»
№20 (280) 28 мая 2001
Реформа энергетики
Содержание:
Энергичная администрация

С помощью энергетики республиканцы хотят "зарядить" экономику

Обзор почты
Наука и технологии
Реклама