Где электричество?

Тема недели
Москва, 28.05.2001
Правительство решило, как оно будет реформировать энергосистему страны. Как?

Чтобы понять значение "Основных направлений государственной политики реформирования электроэнергетики Российской Федерации", недавно одобренных правительством "в целом", нужно вспомнить, ради чего все это затевалось.

Затевалось для того, чтобы "стереть" жирный крест, который ставили на перспективах экономического подъема нашей страны две кривые - выработки и потребления энергии в России, пересекающиеся, по прогнозу РАО "ЕЭС России", где-то в районе 2005 года. Изношенность основных фондов в энергетике сегодня такова, что при практическом отсутствии их обновления уже через несколько лет 40% оборудования должно выйти из строя. И тогда Россия со всей своей, как мы надеемся, растущей экономикой, превратится из энергоизбыточной страны в энергодефицитную. Чтобы этого не произошло, нужны инвестиции.

Реальных источников денег два - собственные средства энергетиков и сторонние частные инвестиции. Для того чтобы задействовать первый источник, необходимо повысить тариф, и (а возможно, "или") сделать так, чтобы цена на электроэнергию состояла только из затрат на ее производство, передачу и прибыли, необходимой для инвестиций. Второй источник денег не иссякнет, если будут созданы условия, при которых инвестор сможет прогнозировать эффективность своих вложений на длительный период. Причем и в этом случае проблема упирается в тарифную политику, поскольку долгосрочное планирование невозможно без прогнозирования тарифа.

Получается: для того, чтобы избежать грядущего энергетического кризиса, необходимо привлечь в отрасль частные инвестиции, но для этого, в свою очередь, на рынке должна установиться правильная цена. Но какая правильная? Для ответа на этот вопрос и задумана реформа энергетической системы страны.

К прозрачности

Поспешим разочаровать тех, кто ожидал от "Основных направлений" прямого ответа на нехитрый вопрос: сколько будет стоить электричество в процессе и по завершении реформирования электроэнергетики? Нет такого ответа в документе - по причине его сугубой концептуальности и компромиссности. Есть некоторые подходы к ценообразованию, часть из которых проглядывает между строк, описывающих предполагаемую структурную перестройку отрасли.

"Мухи - отдельно, котлеты - отдельно" - такова идеология этой реформы. Генерация (электростанции) в юридическом смысле отделяются от сетей (проводов), тогда как сейчас они формируют единый комплекс и в РАО, и в АО-энерго.

На месте РАО создаются два холдинга. Один - федеральная сетевая компания (ФСК) с примкнувшим к ней системным оператором (пульт с рубильниками, обеспечивающий баланс производства и потребления энергии в масштабах страны) и администратором торговой системы (предстоит создать самим участникам оптового рынка - для организации торговли на нем и обеспечения расчетов). Причем, если сначала ФСК создается как стопроцентная "дочка" РАО, затем доля государства в капитале ФСК будет увеличена по сравнению с долей в РАО перед началом реформирования. Иначе говоря, все провода государство забирает себе.

Второй холдинг д

Новости партнеров

«Эксперт»
№20 (280) 28 мая 2001
Реформа энергетики
Содержание:
Энергичная администрация

С помощью энергетики республиканцы хотят "зарядить" экономику

Обзор почты
Наука и технологии
Реклама