Торг закончен

Экономика и финансы
Москва, 28.05.2001
«Эксперт» №20 (280)
Расклад доходов и обязательств региональных бюджетов будет зафиксирован

На прошлой неделе правительство на своем заседании одобрило "Программу развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года". Мало того, по словам первого замминистра финансов Алексея Улюкаева, эту программу поддержали также представители Госдумы и Совета Федерации на заседании трехсторонней группы. Похоже, обозначился прорыв в решении одной из наиболее болезненных проблем сегодняшней России.

Финансовые отношения федеральной, региональных и местных властей всегда были, мягко говоря, непростыми. Это проявлялось и в постоянных боданиях по поводу принятия очередного годового бюджета, и в огромном количестве взаимных обвинений в нарушении денежных обязательств, которыми обменивались федеральное правительство и региональные лидеры. Причем следует отметить, что большинство этих упреков были вполне обоснованными. Чего стоит, например, огромное количество федеральных законов об увеличении зарплат бюджетникам, пенсий, социальных пособий, которые не подкреплялись финансами из федеральной казны и ложились тяжким бременем на региональные и местные бюджеты. И если три-четыре года назад региональные и местные лидеры могли себе позволить просто задерживать эти выплаты, то сегодня народ стал грамотным и чуть что - обращается в суд с исками против властей. И деньги из бюджетов списываются уже по исполнительным листам, что приводит к постоянной нехватке денег на программы развития экономики и инфраструктуры в регионах и на местах. Чтобы как-то выкрутиться, региональные власти повсеместно вводят незаконные налоги и сборы, учреждают различные внебюджетные фонды, всячески пряча свои деньги от федерального центра, что, в свою очередь, вызывает очередное сокращение финансирования из государственной казны.

Очевидно, что единственным способом распутать этот клубок проблем могло бы стать четкое разграничение налогово-бюджетных полномочий и ответственности между федеральными, региональными и местными органами власти. Как раз на это и нацелена одобренная правительством программа. Основным положением этого документа является "право и обязанность региональных и местных властей принимать самостоятельные решения по формированию расходов и доходов своих бюджетов". По нашему мнению, ключевым словом в этой фразе является слово "обязанность", потому что таким образом федеральная власть снимает с себя всю ответственность за решения мэров и губернаторов. Чтобы, например, разворовав бюджетные деньги, ответственность за невыплату заработной платы, скажем, местным жителям региональные лидеры не сваливали на федеральные власти. Таким образом, появятся "жесткие бюджетные ограничения, ставящие региональные и местные власти в зависимость не от вышестоящего бюджета, а от результатов собственной политики".

Порочное расщепление

Основным инструментом, благодаря которому руководители в регионах и на местах смогут в полной мере оценить результаты своей экономической политики, авторы программы считают закрепление конкретных налогов за определенными бюджетными уровнями, что

Новости партнеров

«Эксперт»
№20 (280) 28 мая 2001
Реформа энергетики
Содержание:
Энергичная администрация

С помощью энергетики республиканцы хотят "зарядить" экономику

Обзор почты
Наука и технологии
Реклама