Посредники не в цене

Андрей Виньков
4 июня 2001, 00:00

Развал монополии на экспорт калийных удобрений может привести к падению мировых цен

До недавнего времени практически монопольным продавцом российского алюминия на западных рынках была компания TWG. Всем хорошо известно, что стало с российским бизнесом этой компании. Менее известно, что аналоги TWG до сих пор существуют и на других рынках, чей экспортный потенциал измеряется сотнями миллионов и миллиардами долларов в год. Лучшее тому подтверждение - рынок калийных удобрений, где до последнего времени властвовала трейдинговая фирма под названием "Международная калийная компания" (МКК), монополизировавшая экспорт российских удобрений. Когда же менеджеры и владельцы одного из производителей экспортируемого сырья, "Уралкалия", решились избавиться от опеки МКК, разгорелась нешуточная война за право вывоза валютоемкого сырья за рубеж. Война эта стоила кресла, например, экс-губернатору Пермской области Геннадию Игумнову. Противостояние еще не закончено, и, вероятно, будут новые жертвы.

История этих сложных взаимоотношений наверняка поучительна для любого производителя продукции, ориентированной на экспорт. От посредников не удастся избавиться до тех пор, пока собственники заводов не начнут продавать свою продукцию на западных рынках самостоятельно. Иначе трейдеры так и будут управлять финансовыми потоками производителей по своему разумению.

Соль земли пермской

В Пермской области уже в течение пяти лет продолжается война за собственность. Центром событий стал не крупный промышленный центр Пермь, а район Соликамской впадины. Здесь на территории в 12 тыс. кв. км залегают калийные, магниевые, каменные соли и нефть.

Но конфликт разгорелся не из-за нефти, запасы которой составляют около 5 млн тонн, а это для добывающих компаний экспортный потенциал "всего" на 1 млрд долларов. В центре Соликамской впадины Предуральского краевого прогиба на глубине примерно 600 метров находится Верхнекамское месторождение калийно-магниевых и каменных солей. Здесь сосредоточено 65,5% калийной, 19,7% магниевой и 56,6% каменной соли из всех разведанных запасов России. Только ежегодный доход от добычи двумя предприятиями области 9-10 млн тонн калийных солей составляет 450 млн долларов. Запасы настолько велики, что разрабатывать их можно более трехсот лет. Экспортный потенциал района только по калию, таким образом, оценивается не менее чем в 350 млрд долларов.

Для успешного противостояния Международной калийной компании "Уралкалию" нужна собственная экспортная инфраструктура. Именно поэтому он решил инвестировать порядка 40 млн долларов в строительство терминала в морском порту Санкт-Петербурга

Разработку калийно-магниевых слоев ведут два предприятия, "Уралкалий" и "Сильвинит". Они обеспечивают около 40% добычи солей в России и являются крупнейшими налогоплательщиками в областной бюджет. При этом 98% получаемых калийных удобрений экспортируется. Доля продаж пермских калийщиков на мировом рынке составляет около 15%.

Калийный рынок очень специфичен, крайне замкнут и жестко поделен. Крупные запасы калийных солей сосредоточены всего в нескольких странах: в Канаде, Белоруссии, России, Германии, Израиле и Иордании. Производство хлористого калия тем не менее немного опережает мировые потребности, поэтому исторически производители и торговцы калием на мировых рынках пришли к необходимости согласования объемов экспорта и цен.

Рынок калийных удобрений легко взорвать, резко увеличив поставки. В 1989 году, когда на рынок стала поступать продукция из стран СНГ, мировые цены на калийные удобрения упали процентов на двадцать пять. Главным виновником этого обвала был "Сильвинит". Тогдашний директор "Сильвинита" Виктор Нечаев попытался шантажировать мировое сообщество ростом поставок ради получения экспортных квот. Хотя шантаж подействовал (международные производители калия были вынуждены предоставить квоты странам СНГ в 1,15 млн тонн), поведение "Сильвинита" было расценено как международное хулиганство. В результате через два месяца Нечаева сняли с работы и отдали под суд за "несоциалистические методы хозяйствования".

В 1993 году "Сильвинит", "Уралкалий", "Беларуськалий" (третий и последний крупный производитель калиевых удобрений на территории СНГ) и одно из подразделений Министерства сельского хозяйства, занимающееся экспортом удобрений учреждают "Международную калийную компанию". МКК стала контролировать до 40% международных продаж калийных удобрений, что позволяло ей влиять на цены и контролировать увеличение производства на калийных предприятиях. Все экспортные потоки трех комбинатов оказались завязаны на МКК. Можно было предположить, что столь лакомый кусок, как МКК, станет объектом для стороннего поглощения. Так оно и случилось.

Лучанский против Рыболовлева

С некоторого момента менеджмент МКК получил возможность контролировать деятельность компании, таинственным образом приобретя 25% ее акций. Реальным владельцем МКК стал Григорий Лучанский, получивший известность как посредник в сделке по продаже "Микомом" Новокузнецкого алюминиевого завода собственникам "Русского алюминия". С воцарением Лучанского МКК стала калийной TWG, замкнувшей на себя весь экспорт хлористого калия. Все экспортные финансовые потоки, проходящие через МКК, попадали на мировой рынок не прямо, а через компании-посредники, контролируемые лично Лучанским. Новый хозяин, обремененный заботами экспорта калия, прикупил даже терминал Вентспилсского морского порта, ведь главные покупатели контрактовали удобрения с доставкой в свой порт.

Жесткость экспортной схемы была бы сомнительной без контроля над акциями самих производителей удобрений. Началась скупка компаниями Лучанского акций "Сильвинита" и "Уралкалия" ("Беларуськалий" - до сих пор госпредприятие).

Однако менеджеры заводов тоже не дремали. К 1998 году "Уралкалий" стал контролироваться Дмитрием Рыболовлевым, председателем совета директоров этой компании. Попытка Рыболовлева установить контроль над вторым пермским производителем, "Сильвинитом", не удалась. Встречная скупка привела к тому, что 18-процентный пакет акций, бывший в управлении у Марка Лиснянски, был продан Григорию Лучанскому. Для называемого в пермских СМИ "калийным королем" Рыболовлева, давно мечтавшего порвать с МКК, это было тяжелым поражением. Но он не сдался и перешел в наступление. В конце прошлого года на внеочередном собрании акционеров "Уралкалия" было принято решение отказаться от услуг МКК и направить экспорт продукции через швейцарскую Bermont Trading SA и канадскую Canpotex Ltd. При этом на долю второго трейдера, представляющего интересы канадских калийщиков и являющегося прямым конкурентом МКК, было решено направить две трети экспортируемой продукции. Выбор же малоизвестного на рынке швейцарского трейдера тоже понятен - г-н Рыболовлев является членом совета директоров этой компании.

"Калийный король" против губернатора

Есть все основания полагать, что пермская калийная война приведет к падению мировых цен

Заявленное решение о смене посредника "Уралкалием" было отсрочено по причинам политического характера. В 2000 году тогда еще губернатор Пермской области Геннадий Игумнов, считавшийся другом Дмитрия Рыболовлева, вдруг встал на сторону МКК. Губернатор Игумнов начал выступать с резкой критикой собственников "Уралкалия" (например, в октябре прошлого года он направил на имя вице-премьера Ильи Клебанова письмо, в котором фактически обвинил руководство "Уралкалия" в попытке дестабилизировать ситуацию на калийном рынке и желании продать предприятие канадцам).

Объяснить "измену" губернатора Игумнова вызвался сам Рыболовлев, который в своем сенсационном интервью пермскому изданию "Новый компаньон" объяснил, что Игумнов принялся его шантажировать. Ему, якобы, предложили взять да и поделиться частью акций "Уралкалия", передав их в безвозмездном порядке Елене Арзумановой, дочери губернатора. Ответные меры собственника "Уралкалия" последовали незамедлительно, и против дочери губернатора было возбуждено уголовное дело. Игумнову, по его собственным словам (источник: газета "Завтра"), предложили это дело закрыть, если он снимет свою кандидатуру на выборах. Рыболовлев из главного спонсора избирательной кампании Игумнова превратился в активного сторонника претендента на пост губернатора области мэра города Перми Юрия Трутнева, который в итоге и стал губернатором. А Рыболовлев продолжил свою борьбу с Григорием Лучанским.

"Развод" задерживается

Прошло полгода с момента того собрания "Уралкалия", где было решено отказаться от продаж через МКК. Однако "Уралкалий" продолжает экспортировать хлористый калий через МКК (непосредственно на "Уралкалии" и в МКК отказались комментировать сложившуюся ситуацию). Эти сведения подтвердил руководитель отдела промышленной политики и конверсии администрации Пермской области Артур Пашков. По его словам, "если до момента отказа 'Уралкалия' от услуг МКК последнюю можно было представить в виде жестко организованного в области ценовой политики объединения картельного типа, то теперь она напоминает скорее торговую ассоциацию без жестко централизованной ценовой политики. 'Уралкалию' отныне ничего не мешает некоторую часть своего экспорта проводить через МКК, используя торговые каналы этой структуры".

Для области в целом решение "Уралкалия" изменить своего экспортного партнера, по мнению Артура Пашкова, пока не привело к каким-то изменениям. Во всяком случае, из обязательных отчетов, присылаемых "Уралкалием" в администрацию области, нельзя сделать вывод о том, что ситуация на предприятии как-то кардинально изменилась. Это опять свидетельствует в пользу того, что экспорт "Уралкалия" по-прежнему идет через МКК.

Причина неожиданной лояльности Рыболовлева вполне объяснима. Одномоментный и полный отказ от услуг МКК просто невозможен - "Уралкалий" не в состоянии самостоятельно финансировать экспорт своей продукции. Это значит, что разрешение конфликта будет отложено на неопределенный срок.

В то же время "Уралкалий" приступил к строительству нового терминала в морском порту Санкт-Петербурга, что скорее всего говорит о планах самостоятельного экспорта. Стоимость строительства оценивается в 30-40 млн долларов. Перевозка одной тонны удобрений до терминала будет обходиться на 10-12 долларов дешевле, чем до латвийского Вентспилса.

Рынок вздрогнет

Затягивание конфликта может оказаться опасным для рынка калийных удобрений. В отсутствие согласованной ценовой политики дисбаланс поставок на экспорт со стороны "Уралкалия", по мнению аналитиков, в состоянии провалить цены на 30-50%. Согласно прогнозам Международной организации производителей удобрений (IFA), годовые темпы роста потребления калийных удобрений в мире превысят 2,8% к 2002 году. Наибольший рост потребления ожидается в Азии, Центральной Европе и СНГ, в частности на Украине. Однако растущий спрос может и не спасти ситуацию, ведь резервы мощностей российских и белорусских производителей используются всего на 60%.

Вряд ли спасет ситуацию и российский рынок калийных удобрений. Поставляемые сегодня объемы настолько малы, что о роли внутреннего рынка в экономике предприятий говорить не приходится. Хотя правительство предполагает компенсацию для калийщиков в виде льготных цен на газ, электроэнергию, льготного налогообложения и прочего и цены на удобрения (за счет дотирования) на внутреннем рынке невелики, тем не менее денег на закупки удобрений, особенно не таких приоритетных, как азотные, у сельхозпроизводителей нет. В структуре их затрат использование удобрений стоит на одном из последних мест. Поэтому в течение примерно десяти лет, по оценкам экспертов, калийщики не будут ориентированы на внутренний рынок.

Пермь-Москва