Не стратегический, а оперативно-тактический

Федеральный бюджет будущего года нацелен на решение задач ближнего и среднего "радиуса экономического действия"

На заседании кабинета 7 июня правительство утвердило ключевые параметры бюджета 2002 года. Избавляя читателей от обилия быстрозабываемых цифирь, докладываем главное: ничего революционного главный финансовый план страны не содержит. И понятно почему. В отсутствие четкой долгосрочной стратегии экономического развития страны бюджет - потенциальный инструмент ее реализации - обречен решать лишь тактические задачи.

Либеральные танцы

Бюджет продолжает быть пассивным, следуя инерционной ритуальной либеральной траектории. Он, конечно же, бездефицитен (а без учета расходов на обслуживание госдолга имеет даже серьезный профицит). Он, конечно же, рассчитан исходя из сокращения инфляции до вожделенных 12% (которые были записаны и в бюджет нынешнего года, но реально будут достигнуты уже за первые шесть месяцев). Как водится, прогнозируется медленная номинальная девальвация, обеспечивающая - при целевой инфляции - стабильность курса рубля в реальном выражении. Ну и, как обычно, отсутствуют какие бы то ни было внятные приоритеты в расходной части.

Объяснить все эти содержательные основы бюджета 2002 года, как, впрочем, и большинства других пореформенных лет, не представляется возможным. Ну в самом деле, правительство запускает реформу ЖКХ, заменяя ценовые субсидии отрасли денежными выплатами неимущим слоям населения, и при этом планирует почти двукратное снижение общей инфляции. Первокурснику и то ясно, что так не бывает. А еще ведь есть реформа РАО ЕЭС, все варианты которой - включая и утвержденный в мае правительством - предполагают, по крайней мере на начальном этапе, рост энерготарифов в разы. Зачем же закладывать в бюджет заведомо нереальные инфляционные ориентиры?

Объяснений два. Первое банальное - закладывается фора, обеспечивающая автоматическое появление сверхплановых, пусть и инфляционных по сути, бюджетных доходов, обеспечивающих правительству внутригодовой маневр финансовыми ресурсами с менее жесткой в сравнении с регулярным бюджетом процедурой парламентского согласования.

Второе - более печальное: все объясняется отсутствием воли и мужества отказаться от псевдолиберальных догм. "Годовой уровень инфляции в успешных переходных экономиках не превышает десяти процентов годовых", - гласит тупое правило МВФ. Жить с высокой инфляцией в приличном мировом сообществе, видите ли, столь же не принято, как явиться без фрака на вечеринку на Уолл-стрит. К господам во фраках есть лишь один вопрос: а какую инфляцию считать высокой? Это же не физическая константа типа второй космической скорости! Для США и ЕС, например, даже пятипроцентная инфляция будет означать ценовой взрыв и явный провал макроэкономического регулирования. Но о той же инфляции могут лишь мечтать страдающие ныне от дефляции Китай и Япония. А Турция, скажем, умудрялась все 90-е годы лихо модернизировать свою экономику и расти темпами 4-6% в год при инфляции 50, 60 и даже все 80% годовых! Может быть, нам уже пора стать более самостоятельными в выборе своих макроэкономических ориентиров?

Теперь что

У партнеров

    «Эксперт»
    №22 (282) 11 июня 2001
    Бюджетная политика
    Содержание:
    Разное
    Обзор почты
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама