Трава у дома

Валерия Селиванова
11 июня 2001, 00:00

Любовь к газонам в России начинает вытеснять былую привязанность к грядкам и парникам

Похоже, россияне не на шутку озаботились тем, чтоб сделать свою землю красивой. В буквальном смысле слова. Согласно данным Госкомстата, только небогатые граждане, состоящие в коллективных садоводческих товариществах типа "Текстильщик-3", "Радуга-7", "Мир" или "Дубрава-18", владеют 1 млн 254 тыс. гектаров России. Не отстают от них и состоятельные граждане. По информации агентства недвижимости "Миан", только в Подмосковье ежегодно застраивается как минимум 2 тыс. гектаров.

Но что интересно: если раньше отвоеванный у Родины клочок земли россиянин сразу старался пометить своим огурцом, крыжовником и кочаном капусты, то теперь он готов превратить банальный советский огород в цветущий сад с альпийской горкой, ватным мхом, прудом и пухлой разноцветной рыбой. Масштабы нового увлечения поражают воображение. Продажи живых растений (то есть не семян) в России за прошлый год увеличились в 3-3,5 раза. Специалисты утверждают, что озеленительный бизнес будет расти такими же невиданными темпами еще как минимум десять лет. Целые состояния будут потрачены на туи, нимфеи, магнолии, газонные травы и лианы. Состояния же заработают и те, кто возьмется грамотно удовлетворить желание сограждан видеть из своего окна не постылую грядку с навозом и репой, а целый ландшафт.

Фэн-шуй в рулонах

Уже сейчас на свои садово-парковые увлечения россияне тратят сумасшедшие деньги. Как минимум 30 млн долларов каждый год уходит на покупку цветочной рассады, плодовых, декоративных деревьев и кустарников. Кроме того, по весне дачники сметают с прилавков небольшие прямоугольные пакетики с семенами стоимостью по 3-4 рубля каждый. Если учесть, что таких пакетиков продается около миллиарда, то выходит, что за май и июнь россияне тратят на семена как минимум еще 100 млн долларов.

Появился спрос не только на посадочный материал, удобрения, присыпки и припарки, но и на информацию о том, как всем этим пользоваться. В стране уже издается три глянцевых журнала о культуре облагораживания земли: "Ландшафтный дизайн" - для состоятельного латифундиста, "Мой прекрасный сад" и "Сад своими руками" - для тех, кто хочет покопаться в земле самостоятельно. Издатели охотно печатают и переводную литературу о заграничном садоводстве. "Я думаю, что сад понадобился нашим людям из-за того, что они разочаровались в общественной жизни, устали от нее, - говорит Елена Иллеш, автор 'Введения в тайны современного садоводства', одной из немногих книг об отечественном ландшафтном дизайне. - Время, когда нужно было строить общий город-сад, кончилось. Люди начали строить себе личный рай".

Русский рай, естественно, сильно отличается от мировых тенденций в садоводстве. По меньшей мере в силу двух причин. Во-первых, у нас сильнее нагажено: вокруг столько всякой дряни, что хочется противопоставить этому хотя бы единичные экваториальные бамбуки и пышные тугие пираньи, свисающие с влажных карамболей и пиастров. Во-вторых, наши просторы. Стандартный европейский сад, например, занимает от полусотки до сотки. А у нас-то как минимум шесть законных, высиженных на партсобрании и профсоюзном пленуме. Поэтому если в Англии, допустим, сейчас в моде романтическая запущенность, окружающая загородные имения, то у нас любое кирпичное строение, напоминающее смесь Бастилии с райкомом партии, должно торчать из пейзажа, основанного на русском прочтении древнекитайского учения "Фэн-Шуй".

"Это учение основано на принципах гармонии, - объясняет Юлия Семенова, ландшафтный архитектор. - Гармония должна быть во всем. Территорию сада условно делят на несколько зон. Например, на зону огня, воды, дракона и тому подобные. Потом, например, в зоне воды роют водоем или просто насыпают гальки. В зоне огня сажают пирамидальные деревья, желательно желтых или красных оттенков".

Помимо символов китайской мудрости нашим людям обязательно нужен еще пруд, чтоб запустить туда кувшинки и карпов, а в жаркий день, устав от барбекю и маминого, из-под Воронежа, самогона, упасть в жидкость самому. Организация этого участка рая стоит от трех тысяч долларов. "Определить верхнюю границу ценового диапазона очень сложно, - говорит Клавдия Арчуадзе, старший менеджер озеленительной компании 'Европарк 2000'. - У нас, например, один клиент на берегу Истры вырыл себе пруд площадью пятьдесят соток. Вот как подсчитать, сколько ему это стоило?".

Уже сейчас российские граждане тратят на свои садово-парковые увлечения более 100 млн долларов в год

Невозможно также подсчитать, сколько стоит посадка тенистых аллей. Дело в том, что последний писк российской моды - закапывать в землю не хилые саженцы, а уже взрослые деревья, с готовыми апельсинами, папайями и анчоусами на ветвях. "Никто не хочет ждать десять лет, пока какая-то тоненькая веточка вырастет и станет сосной, - говорит Елена Иллеш. - Я думаю, что крупномеры у нас сажают из-за неуверенности в завтрашнем дне. Садовладелец, наверное, просто боится, что за это время его самого успеют посадить и своего тенистого сада он не увидит".

Пересадка крупных деревьев - удовольствие очень дорогое. Например, восьмиметровый "ясень американский" обойдется вам в 800 долларов за экземпляр. Как пишут озеленители в своих прайс-листах, за эти деньги вы получите "быстрорастущее, дымогазоустойчивое дерево, у которого лист осенью краснеет". Такая же по размеру горная сосна "гном" обойдется в 120 долларов. А вот самое популярное в России дерево, оказывается, туя. Это вечнозеленое европейское кладбищенское растение стоит до 350 долларов, в зависимости от размера. По словам продавцов, туй в Европе уже практически не осталось - их выкопали и вывезли в Россию.

Но, разумеется, основная слабость россиян - газон. Нет ничего главнее и почетнее хорошего газона. Сейчас просто неприлично звать к себе людей, если после воблы и креветок они не могут откинуться в шезлонге, покурить и покричать на детей: "Прохор! Прекрати топтать дяде Севе газон!". "Начинающий садовладелец сразу обзаводится газоном, - говорит г-жа Иллеш. - Вообще по динамике увеличения в России территорий, занятых стриженой травой, можно судить о росте среднего класса в стране".

Самое популярное дерево в России - туя, вечнозеленое европейское кладбищенское растение

Средняя стоимость одной сотки газона с учетом цен на семена и работ по завозу и культивации плодородного грунта составляет 200 долларов. Но это уже не слишком пафосно. Сейчас идут нарасхват рулонные газоны. Их привозят уже подстриженными и свернутыми в рулоны длиной 2 м и шириной 40 см и аккуратно раскладывают в нужных местах. Цена без учета стоимости подготовительных работ составляет в среднем 350 долларов за сотку, а с подготовительными работами - как минимум в полтора раза больше. "Объяснить популярность газонов в нашей стране можно двумя причинами. Траву у нас сеют из-за того, что так делают соседи - раз, и из чувства противоречия родителям - два, - говорит Елена Иллеш. - Покопав в детстве огород, нынешний садовод готов на все, на любые траты, только бы снова не окучивать картошку".

Пока подросшие дети тратят свои тысячи долларов на траву у дома, их родители продолжают возделывать огороды. Они покупают пакетики с баклажаном "щелкунчик" и дайконом "тцукуши". Однако делают это из последних сил. "Потребление семян в России снижается, - говорит Владислав Корочкин, генеральной директор корпорации НК, одного из крупнейших производителей семян. - Выращивать овощи на своем огороде уже невыгодно. Люди начинают просто сажать цветы. Цветы же покупают не семенами, а рассадой".

Таким образом, репа и укроп в России уступают место туям и газонам так же быстро, как деревянная будка с дыркой в полу и нестерпимой вонью превращается в кафельный храм отправления естественных надобностей садовода, опрысканный освежителем воздуха "Фиалка плюс".

Грядка минус

Компаний, берущихся превратить русскую грядку в дендропарк, много. Около сотни. Однако найти их непросто, даже в Москве. Офисы озеленителей чаще всего располагаются в Подмосковье или в подвалах жилых домов на окраине столицы. Их реклама встречается только в специализированных журналах, где они публикуют фотографии клумб, беседок, прудов и альпийских горок. В штат таких компаний помимо управленцев входят геодезист, ботаник и несколько рабочих - не густо. Зарабатывают эти команды в основном на розничной торговле посадочным материалом и на выполнении проектов благоустройства территории "под ключ". Но как зарабатывают!

Скажем, на рассаду, продающуюся в розницу, наценки колеблются от 300% до 500%. Самые большие накрутки приходятся на гибридные растения. Ползучий можжевельник, привитый на сосну и смахивающий на мочалку, прикрепленную к палке, обходится желающим в 800 долларов, хотя оптом стоит в пять раз дешевле. Фиалка по 30 рублей, выращенная в Подмосковье, в рознице будет стоить не меньше 90 рублей. При этом, несмотря на наценки, товар просто улетает. Например, в магазине корпорации НК, расположенном в 43 км от Москвы, за три недели одной только туи продается 930 саженцев. Снижать цены на живые растения в ближайшем будущем продавцы не намерены. "Они начнут падать только тогда, когда пройдет ажиотаж, - считает Владислав Корочкин, - а ажиотаж пройдет не скоро".

Рентабельность озеленительных проектов "под ключ" ниже, чем у розницы. "У нас просто больше расходов, - говорит Марина Старостина, исполнительный директор 'Европарк 2000'. -Приходится содержать штат ландшафтных архитекторов и дизайнеров. Кроме того, нам нужно гарантировать клиентам качество. Если посаженное нами дерево засыхает, его надо менять на новое. Так что рентабельность авторских проектов в нашей компании в среднем составляет пятьдесят процентов".

В России нет профессиональных озеленителей. Как бухгалтеров в начале девяностых, их готовят за два месяца на специализированных курсах

И это неплохие проценты, если учесть, что работа, которая ради них выполняется, - это самодеятельность. Конечно, на приусадебный участок клиента выезжает менеджер, который умеет прищуриваться и цокать языком. Конечно, около месяца фирма попросит на составление генерального плана будущего сада и вам потом покажет эскиз, где нарисован дом, пруд, беседка для барбекю, альпийская горка и извилистые дорожки, а возле каждого растения будет указано его название. И обойдется это вам в 30 долларов за сотку. Но если вы потом вздумаете осуществить нарисованное, с вас возьмут как минимум 2000 долларов за сотку. "Это очень дорого, - считает Елена Иллеш. - Скажем, в Англии сад, получивший золотую медаль на крупнейшей в мире садовой выставке в Челси, стоит около шестидесяти тысяч долларов. Дизайнер, придумавший этот сад, признанный мастер, он потом будет работать над ландшафтом королевских парков. У нас же ординарные сады такого же размера, спроектированные неизвестно кем, обходятся примерно в ту же сумму".

В России вообще нет пока профессиональных озеленителей, и это следует помнить всякому начинающему садоводу. Встречаются специалисты по архитектуре, умело вписывающие дома в окружающий их ландшафт, есть ботаники, много знающие о растениях. Ландшафтных же дизайнеров, объединяющих знания биолога и архитектора, нет. Правда, сейчас их, как бухгалтеров в начале девяностых, пытаются готовить за два месяца на специализированных курсах. Однако лекции будущим ландшафтникам читают люди, посетившие двухнедельные курсы в Англии.

Другая российская особенность, позволяющая брать с заказчика сумасшедшие деньги, еще более прозаична: у нас, несмотря на обширные пространства и сказочное трудолюбие населения, почти не производится посадочный материал. Его везут из Голландии, Финляндии, Германии, Польши и Венгрии. Скажем, по данным ГТК, в прошлом году ввоз в страну живых растений по сравнению с 1999 годом увеличился в два раза и превысил в денежном выражении сумму в 13 млн долларов (см. график). Несмотря на то что в этом году таможенные пошлины повысились с 5% до 15%, специалисты уверены, что импорт будет расти и дальше. Потому что все, что выращено в отечестве, никуда не годится.

"Наших клиентов не устраивает качество отечественного посадочного материала, - говорит Игорь Жило, генеральный директор 'Европарк 2000'. - Три года назад, когда только начинали, мы по глупости своей захотели сэкономить. Завезли саженцы елей, берез, лиственниц из Молдавии. В результате просто потеряли пятьдесят тысяч долларов. У молдавских деревьев был такой печальный вид, что клиенты просто отказывались их брать".

Российские питомники не могут предложить озеленителям хорошее качество в сочетании с подходящим ассортиментом. Сейчас в России невозможно купить даже элементарный куст сирени - приходится возить сирень из Польши. "Ну, мы как-то пытались купить сирень в отечественном питомнике, - рассказывает Владислав Корочкин. - Казалось бы, делов-то: сирень и сирень. Но от этой затеи пришлось отказаться. Они даже не могли сказать нам, что это за сорт и какого цвета будут цветы".

Производители оправдываются тем, что в России холодно. Мало солнечных дней. "Заниматься выращиванием невыгодно", - говорит Эльмира Мамедова, кандидат биологических наук, заведующая цветочным отделением колхоза "Красная нива". Ее колхоз - бывшее племенное хозяйство, когда-то растившее коров. В начале девяностых колхозники занялись разведением тропических пальм в теплицах. Теперь "Красная нива" торгует не только собственным бамбуком в горшке и финиковыми пальмами, но и импортной полевой геранью по 75 рублей, живучкой по 25 рублей и чидиформисом по 70 долларов. "Деревья у нас растут в три раза медленнее, чем в той же Польше или Венгрии, - объясняет биолог Мамедова. - Кроме того, они получаются некрасивыми. Например, даже если вы посадите у себя импортную пушистую елочку, то через три года она у вас станет хилым деревцем с редкими ветками".

Однако есть основания полагать, что озеленители немного привирают. "На самом деле - это миф, что выращивать что-либо в России невыгодно", - говорит Александр Крадин, коммерческий директор компании "Русские газоны". Его компания, начинавшая с озеленения, сейчас является единственным в стране производителем рулонных газонов. Свою траву они выращивают в Пушкинском районе Подмосковья на территории в 220 гектаров. "Для того чтобы все хорошо росло, нужны хорошие технология и оборудование, а это дорого. Деньги же и желание ими грамотно пользоваться есть не у всех".

Сколько средств было вложено в производство русских газонов, г-н Крадин говорить отказывается. Однако по слухам, циркулирующим в среде озеленителей, владельцы "Русских газонов" вложили в технологию и оборудование около 4 млн долларов. Зато теперь они являются монополистами и могут устанавливать на свою траву заоблачные цены.

Серьезно вкладываться в российское производство растений озеленительный бизнес, судя по всему, пока не собирается. Проще тратить деньги, заработанные на ажиотажном спросе, на расширение собственных штатов и на увеличение числа розничных магазинов. До собственного производства у русских садостроителей руки дойдут только тогда, когда цены на услуги по озеленению в России начнут падать. Когда это произойдет - сказать трудно. Пока же красота своей собственной земли будет стоить вам довольно больших усилий. Что, наверное, справедливо.

Как говорит Елена Иллеш, решив возвыситься над окружающей мерзостью, вы сразу сталкиваетесь с тем, что нужно выполнить три материальных и одно метафизическое условие. "Вам нужны силы, время и деньги, - говорит автор книги для начинающих русских садоводов. - Эти условия обладают способностью замещения. Например, если есть у вас деньги, то не надо тратить время и силы. Наймите себе людей, и они все сделают за вас. Нет денег, так потратьте время и силы - получится даже лучше. Однако метафизическое условие замене не подлежит. Чтобы сделать свою землю прекрасной, ее надо обязательно искренне любить".