Трава у дома

Русский бизнес
Москва, 11.06.2001
«Эксперт» №22 (282)
Любовь к газонам в России начинает вытеснять былую привязанность к грядкам и парникам

Похоже, россияне не на шутку озаботились тем, чтоб сделать свою землю красивой. В буквальном смысле слова. Согласно данным Госкомстата, только небогатые граждане, состоящие в коллективных садоводческих товариществах типа "Текстильщик-3", "Радуга-7", "Мир" или "Дубрава-18", владеют 1 млн 254 тыс. гектаров России. Не отстают от них и состоятельные граждане. По информации агентства недвижимости "Миан", только в Подмосковье ежегодно застраивается как минимум 2 тыс. гектаров.

Но что интересно: если раньше отвоеванный у Родины клочок земли россиянин сразу старался пометить своим огурцом, крыжовником и кочаном капусты, то теперь он готов превратить банальный советский огород в цветущий сад с альпийской горкой, ватным мхом, прудом и пухлой разноцветной рыбой. Масштабы нового увлечения поражают воображение. Продажи живых растений (то есть не семян) в России за прошлый год увеличились в 3-3,5 раза. Специалисты утверждают, что озеленительный бизнес будет расти такими же невиданными темпами еще как минимум десять лет. Целые состояния будут потрачены на туи, нимфеи, магнолии, газонные травы и лианы. Состояния же заработают и те, кто возьмется грамотно удовлетворить желание сограждан видеть из своего окна не постылую грядку с навозом и репой, а целый ландшафт.

Фэн-шуй в рулонах

Уже сейчас на свои садово-парковые увлечения россияне тратят сумасшедшие деньги. Как минимум 30 млн долларов каждый год уходит на покупку цветочной рассады, плодовых, декоративных деревьев и кустарников. Кроме того, по весне дачники сметают с прилавков небольшие прямоугольные пакетики с семенами стоимостью по 3-4 рубля каждый. Если учесть, что таких пакетиков продается около миллиарда, то выходит, что за май и июнь россияне тратят на семена как минимум еще 100 млн долларов.

Появился спрос не только на посадочный материал, удобрения, присыпки и припарки, но и на информацию о том, как всем этим пользоваться. В стране уже издается три глянцевых журнала о культуре облагораживания земли: "Ландшафтный дизайн" - для состоятельного латифундиста, "Мой прекрасный сад" и "Сад своими руками" - для тех, кто хочет покопаться в земле самостоятельно. Издатели охотно печатают и переводную литературу о заграничном садоводстве. "Я думаю, что сад понадобился нашим людям из-за того, что они разочаровались в общественной жизни, устали от нее, - говорит Елена Иллеш, автор 'Введения в тайны современного садоводства', одной из немногих книг об отечественном ландшафтном дизайне. - Время, когда нужно было строить общий город-сад, кончилось. Люди начали строить себе личный рай".

Русский рай, естественно, сильно отличается от мировых тенденций в садоводстве. По меньшей мере в силу двух причин. Во-первых, у нас сильнее нагажено: вокруг столько всякой дряни, что хочется противопоставить этому хотя бы единичные экваториальные бамбуки и пышные тугие пираньи, свисающие с влажных карамболей и пиастров. Во-вторых, наши просторы. Стандартный европейский сад, например, занимает от полусотки до сотки. А у нас-то как минимум

У партнеров

    «Эксперт»
    №22 (282) 11 июня 2001
    Бюджетная политика
    Содержание:
    Разное
    Обзор почты
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама