Денационализация ПРО

Политика
Москва, 11.06.2001
«Эксперт» №22 (282)
Предстоящие встречи Владимира Путина и Джорджа Буша в Любляне и Генуе введут мир в новый контекст, и этот контекст должен быть благоприятным для России

Еще при Клинтоне Вашингтон доступно и просто объявил, что главная для него ценность - это жизнь американских граждан или даже одного гражданина, в сравнении с которой ничтожно все, даже международные договоры, союзники, деньги. Не говоря уж о России. Такова была идеологическая база проекта национальной системы ПРО.

Планы США вызвали недоумение большинства союзников, которые активно принялись укреплять европейскую оборону, негативную реакцию Китая. Россия заявила, что примет адекватные меры и не будет считать себя связанной договорами, базирующимися на Договоре по ПРО 1972 года. Противоракетная оборона стала нервным узлом международной политики.

Известное заявление президента Джорджа Буша о ПРО, сделанное 1 мая, свидетельствует о неких новых серьезных намерениях. Важны смысловые акценты речи, а также сопутствовавшие внешние (заявление, хотя и дезавуированное позже, о замораживании военных отношений с Китаем и продажа вооружений Тайваню) и внутренние (принятие программы социального страхования, решение о снижении налогов) шаги Вашингтона. В речи Буша, во-первых, не было акцента на национальную ПРО и, во-вторых, был акцент на консультации, в том числе и с Россией. Из этого следуют несколько принципиально важных моментов.

Первое. Несмотря на явные тенденции неоизоляционизма и одностороннего подхода к принятию решений, новая администрация США, похоже, осознает невозможность обеспечить безопасность отдельно взятого государства или гражданина, как технологически, так и политически. Поэтому Вашингтон примеряется к технологически, географически и политически диверсифицированным решениям противоракетной обороны. От средств наземного и морского до космического базирования, от Канады до Владивостока, что требует технологического и политического взаимодействия с союзниками по НАТО (тем самым снимается острота дебатов о трансатлантическом сотрудничестве и европейской обороне), Японией и Израилем. И, конечно, с Россией. Консультации уже начались.

Второе. До последнего времени ПРО "продавалась" Белым домом и была поддержана сенатом и конгрессом США именно как национальная система. Затраты десятков миллиардов долларов оправдывались только в парадигме "бесценности жизни одного американца". Нынешнее же расширение концепции в некотором смысле "денационализирует" ее и, следовательно, резко снижает убедительность аргументации. Одномоментный с ПРО вброс программ социальной защиты и снижения налогов подтверждает, что администрация Буша идет в этом направлении. Денационализация подхода может означать распределение ролей, обязанностей, расходов и - дивидендов, в том числе военно-технического сотрудничества, заказов для ВПК, технологического прогресса.

Третье. Россия явно не рассматривается как источник угрозы ракетного удара. Стало быть, распад старой системы контроля над вооружениями и разоружением не означает, что Россия будет вынуждена в одиночку (ну или с Белоруссией), из последних сил, готовиться к обороне с запада, юга и востока.

Четвертое. Новый подход обозначил из

У партнеров

    «Эксперт»
    №22 (282) 11 июня 2001
    Бюджетная политика
    Содержание:
    Разное
    Обзор почты
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама