Удар в спину

Американцы пустили на свой почтовый рынок экс-монополию Deutsche Post. Это может дорого обойтись частным американским операторам

Министерство транспорта США после долгих размышлений отклонило в мае требование американских почтовых операторов United Parcel Service (UPS) и Federal Express (FedEx) отобрать у немецкой Deutsche Post недавно выданную ей лицензию на перевозку почты по территории Соединенных Штатов. Таким образом, власти фактически разрешили германской компании вступить в борьбу за крупнейший в мире почтовый рынок - американский, его емкость 50 млрд долларов.

Обвинение UPS и FedEx, выдвинутое в феврале этого года, основывалось на подозрении, что Deutsche Post принадлежит более 25% акций зарегистрированной в Калифорнии компании DHL Airways (входит в состав DHL International), что противоречит американским законам, запрещающим иностранцам контролировать более четверти акций в компаниях-авиаперевозчиках. И все-таки вашингтонские чиновники, проводившие расследование, не нашли никаких нарушений законодательства.

На первый взгляд кажется странным, что США, которые уже ведут несколько "торговых войн" с ЕС ("банановая", "генетическая" и проч.) и где к власти недавно пришла новая, протекционистски настроенная республиканская администрация, не воспользовались случаем, чтобы проучить европейский бизнес. Часть аналитиков сразу же высказала мнение, что Вашингтон не начал новый торговый спор, с тем чтобы добиться поддержки европейцев в политической сфере, например, по проблеме ПРО. Однако на деле причина скорее в другом. Пуская Deutsche Post в свой "огород", американские власти готовятся к либерализации почтового рынка США, так как без этого местные компании безнадежно отстанут от своих европейских конкурентов на мировом рынке. Достойную конкуренцию Deutsche Post, которая вырывается сегодня на лидирующие позиции, может, по идее, составить только одна американская компания - государственная United States Postal Services (USPS). Но для этого USPS необходимо сначала приватизировать и частично продать ее акции частным инвесторам. Такое развитие сценария явно не устраивает двух крупнейших частных операторов UPS и FedEx.

Либеральная монополия

Deutsche Post не первый раз сталкивается с обвинениями со стороны американских "почтальонов" в нечестных способах ведения бизнеса. Так, в 1994 году UPS пожаловалась властям ЕС на Deutsche Post, тогда еще полностью принадлежавшую государству (первичное размещение акций произошло в прошлом году, 70% по-прежнему остается в руках немецкого правительства), что немцы субсидируют доставку посылок за счет доходов от доставки писем, на которую имеют монополию. Немцев обвинили еще и в том, что Deutsche Post предоставляет своим постоянным и крупным клиентам скидки, нарушая правила конкуренции. Следователи Еврокомиссии не нашли доказательств перекрестного субсидирования, хотя изобличили немцев в скидках. За эту практику германская компания была оштрафована Евросоюзом на 20 млн долларов.

Однако обвинения американских почтовых операторов в адрес Deutsche Post в монополизме во многом преувеличены. Действительно, в Европе, как впрочем и в США, все национальные операторы обладают эксклюзивным правом на пересылку писем фиксированного веса (до 350 г максимум). Верно это и для Deutsche Post, которая имеет монополию на доставку писем весом до 200 г, и для американской USPS. "Доставка писем - действительно огромная монополия, ведь по статистике восемьдесят процентов писем весят около пятидесяти граммов", - говорит аналитик лондонского офиса Deutsche Bank Ник Грейд. Однако эксклюзивные почтовые права требуют от операторов и определенных жертв. Так, они обязаны работать как минимум пять дней в неделю и сохранять одну шкалу цен на пересылку писем внутри страны. Коммерческим частным операторам, таким как UPS и FedEx, государство тоже разрешает пересылать подобные письма, но обязывает их брать за услугу в несколько раз больше, чем монополист.

Что касается остальных секторов рынка - "тяжелые" письма, экспресс-почта и посылки, то в них конкуренция абсолютно свободная. UPS, например, доставляет посылки и срочные письма по Германии. Сама же Deutsche Post работает на одном из самых либерализованных почтовых рынков в Европе, в куда более рыночных условиях, чем национальные почты Франции и Великобритании. "В Германии есть сотни, мелких в основном, компаний, которые уже конкурируют с Deutsche Post внутри страны", - утверждает пресс-секретарь Deutsche Post Уве Бенцин. В ЕС по пути либерализации рынка почты идет и Швеция, где в ближайшие два года этот процесс уже завершится. Примечательно, что уже сегодня в Швеции нет монополии на доставку писем. Но национальный почтовый оператор по-прежнему контролирует 95% рынка писем, потому что продублировать сеть почтовых ящиков и отделений сложно. Эксперты считают, что при такой модели либерализации и через пять лет, и через семь любая экс-монополия останется лидером в сфере внутренней почты. Просто потому, что вторая почта-близнец не нужна. Ровно поэтому эксперты не разделяют обвинений Deutsche Post в монополизме и считают, что UPS и FedEx движимы только страхом за свое будущее.

Обращение UPS и FedEx в минтранс США вряд ли можно назвать обоснованным. "Они хотели поднять шум и подпортить репутацию Deutsche Post. Нам кажется, что больше здесь говорить не о чем", - полагает Ник Грейд. Аналогичной точки зрения придерживается и Уве Бенцин. "Нам действительно принадлежит пятьдесят один процент акций компании DHL International. Однако американская часть бизнеса DHL, точнее DHL Worldwide Express (в состав которой входит DHL Airways), принадлежит нам лишь на двадцать три процента", - говорит он. Вряд ли юристы UPS и FedEx не знали, что формальных претензий к Deutsche Post быть не может.

Время гигантов

Американские почтовые операторы, попытавшись отобрать лицензию у Deutsche Post, преследовали, очевидно, цель привлечь общественное мнение (а значит, и мнение политиков) к "проблеме экспансии немецких почтовиков" и попытаться как-то заморозить наступление Deutsche Post.

Интерес Deutsche Post к Америке вполне понятен. Это крупнейший в мире рынок почтовых перевозок. По данным Почтового союза (Universal Postal Union, или UPU), объединяющего национальных операторов 160 стран, ежегодный объем почтовых услуг Соединенных Штатов составляет до 8 посылок на человека, в то время как в Европе и СНГ не более 1,5 посылки.

У UPS и FedEx есть основания опасаться за свою долю на рынке. Особенно если посмотреть, какими темпами немцы захватывают мировой рынок. "В 2000 году международная корреспонденция и посылки составили двадцать девять процентов нашего оборота. В 1999-м было двадцать два процента, а в 1998-м - только два процента", - говорит Уве Бенцин. В прошлом году DHL получила право на доставку корреспонденции в США, и сразу же начала активно развивать свой бизнес в этом географическом направлении.

Главная угроза для американских частных операторов со стороны Deutsche Post кроется в ее монополии на германском рынке на письма весом до 200 граммов, которые до сих пор остаются самым доходным бизнесом компании. Используя доходы от этого вида деятельности, Deutsche Post может работать на международном рынке на уровне рентабельности, в то время как UPS или FedEx должны получать хоть какую-то прибыль для того, чтобы оставаться на плаву. Данная стратегия позволяет Deutsche Post создать компанию с более широким набором услуг, чем у частных компаний, работающих в секторах экспресс-почты и доставки посылок. Уже сегодня Deutsche Post работает вместе не только с DHL, но и с грузоперевозчиком Lufthansa Cargo. Deutshe Post и Lufthansa создали компанию AirLogic, специализирующуюся на логистике. Впрочем, есть у немецкого оператора и собственная компания по логистике - Dansa. В Европе немцы создали систему экспресс-почты - EuroExpress. Пока новые структуры Deutsche Post обслуживают только Европу и Азию, но на очереди уже оказались США. Deutsche Post всего за несколько лет скупила ряд мелких австралийских, американских и британских почтовых компаний.

Такой же стратегии придерживаются и монополии (экс-монополии) других стран, стремящиеся установить контроль над растущим мировым рынком (по прогнозам, к 2008 году только один рынок экспресс-доставки вырастет с нынешних 30 млрд долларов до 150 млрд). "Сегодня мы видим, что традиционные компании покупают мелкие посылочные компании, а также появляются ограниченные альянсы в международной почте", - утверждает Ник Грейд. Так, USPS договорилась с авиакомпаниями Франции о доставке собственной корреспонденции в Западную Европу. Авиаперевозчики Delta и TNT, а также Royal Mail и Singapore Post, образовали компанию по доставке международной корреспонденции.

Естественно, что выходящие за национальные границы экс-монополии начинают сталкиваться с международными компаниями, которые уже давно присутствуют на различных рынках. Помимо США, еще конфликтные точки, по мнению экспертов, появятся в Азии. Речь в первую очередь идет о рынках Индии и Китая -стран, являющихся крупными получателями и отправителями почты. Пока на рынке КНР из иностранных операторов присутствуют лишь FedEx и UPS, но другие компании пытаются прийти вслед за ними. Для того чтобы осуществлять активную экспансию на внешние рынки, американским почтовым компаниям необходимо иметь за спиной надежный тыл. Поэтому в скором времени FedEx и UPS надеются переубедить минтранс США и все-таки добиться введения каких-либо санкций против европейских почтовых компаний. Уверенности боссам из FedEx и UPS придает поддержка почти двухсот членов конгресса. Однако у администрации Джорджа Буша сейчас, судя по всему, иные планы.

Скрытая угроза

Есть еще одна причина, по которой частные американские почтовики не хотят пускать немцев на рынок. Появление Deutsche Post в США и, как следствие, усиление конкуренции создаст предпосылки для либерализации американского почтового рынка. И в первую очередь будет приватизирована как раз госмонополия USPS. То есть если начнется либерализация, то USPS станет такой же, как Deutsche Post. Сохранив национальный рынок (пример Швеции говорит в пользу данного сценария), USPS сможет проводить более агрессивную политику в секторе международной и экспресс-почты (сейчас международные посылки и экспресс-почту USPS доставляет FedEx). В итоге FedEx и UPS пострадают не только от германских, но и от родных почтовиков.

Судя по всему, запустить процесс либерализации и превратить свою почтовую монополию в глобального конкурента Deutsche Post и есть стратегическая цель Вашингтона. Среди руководства США появляется все больше сторонников идей дерегулирования. Недавно в конгрессе прошли слушания по вопросу либерализации внутреннего почтового рынка, причем в первую очередь речь шла именно о реформировании USPS. На этом фоне и было принято решение не препятствовать экспансии Deutsche Post.

Один раз американцы уже упустили ситуацию на почтовом рынке, и последствия оказались самые плачевные. До конца 70-х в США существовал закон, запрещающий частным компаниям владеть самолетами с большой грузоподъемностью. В результате FedEx и UPS были вынуждены сконцентрироваться в границах Америки, мировой же рынок экспресс-доставки захватила бельгийская DHL. Сейчас речь идет о мировом почтовом рынке в целом, и США просто необходим свой собственный тяжеловес, способный на равных конкурировать с такими диверсифицированными компаниями, как Deutsche Post. Нелогичное на первый взгляд решение пустить немцев на рынок в разгар торговой войны с Европой вполне логично. Администрация США решила позаботиться не о сохранении текущих прибылей FedEx и UPS, а о реформировании всего внутреннего почтового рынка.