Победа ядерных отходов

Повестка дня
Москва, 11.06.2001
«Эксперт» №22 (282)
В минувшую среду Госдума приняла в третьем заключительном чтении законопроекты, разрешающие ввоз в Россию отработанного ядерного топлива (ОЯТ).

Хотя Егор Строев предсказывает им не самую легкую судьбу при прохождении через Совет Федерации, многочисленные наблюдатели уверены в том, что многолетние споры закончились и ОЯТ будут-таки импортировать в Россию.

Минатом называет цифру, которую может заработать страна на хранении и переработке ОЯТ, - 20 млрд долларов за десять лет. Часть прибыли атомщики планируют потратить на реализацию экологических программ в радиоактивно загрязненных районах, а также, и это главное, на расширение мощностей по утилизации атомных подводных лодок. По данным Минатома, до середины 90-х годов производственные мощности судоремонтных и судостроительных заводов позволяли утилизировать не более трех-четырех лодок в год, что привело к их стремительному накоплению. По данным на 1 января 2001 года, всего в России из эксплуатации выведено 189 атомных подводных лодок, причем в срочной утилизации нуждаются 126.

Впрочем, деньги еще надо заработать. Пока в России велись многолетние дебаты о целесообразности ввоза ОЯТ, конкуренты не теряли времени и пытались завоевать новые рынки. России теперь предстоит включиться в острую борьбу с британской компанией British Nuclear Fuels и французской Cogema, которые активно занимаются промышленной переработкой и хранением ОЯТ. Особенную опасность представляют британцы - они построили огромное хранилище и предлагают свои услуги не только на Западе, но и нашим давним партнерам из Восточной Европы. Собирается строить свой ядерный склад и Китай. У России есть свободные емкости - хранилище горно-химического комбината под Красноярском, рассчитанное на 6000 тонн, заполнено меньше чем наполовину. При необходимости атомщики могут оперативно расширить его еще на треть. Но сейчас перед ними стоит более сложная задача - борьба за клиента.

У партнеров

    «Эксперт»
    №22 (282) 11 июня 2001
    Бюджетная политика
    Содержание:
    Разное
    Обзор почты
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама