Дума о печати

Льготное налогообложение СМИ - общемировая практика. До сих пор ей следовала и Россия

На этой неделе Госдума планирует рассмотреть ряд жизненно важных для издателей, работающих на российском рынке, поправок к Налоговому кодексу и Закону о СМИ.

Поправок, собственно, всего три. Первая вносится в Закон о СМИ и предлагает снять все ограничения на участие иностранного капитала в периодических печатных средствах массовой информации. Вторая касается Закона о введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и предусматривает продление до 1 января 2004 года сроков освобождения от НДС операций по реализации книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, и продукции не рекламных и не эротических СМИ.

Наконец, третья поправка вносится во вторую часть Налогового кодекса РФ и предполагает существенное уменьшение налога на прибыль, прежде всего за счет отнесения на себестоимость расходов на рекламу в объеме фактически произведенных затрат. Кроме того, налоговая база издательств и СМИ (за исключением эротических и рекламных) уменьшается на суммы финансирования капитальных вложений по основному профилю их деятельности, а также на суммы, затраченные на утилизацию нереализованных тиражей периодических печатных изданий и книг и работы по сертификации продукции и услуг (например, аудит тиража).

Все эти поправки нижняя палата нашего парламента планирует рассмотреть в едином пакете. Каков будет результат голосования, сейчас не берется предсказать никто. Предварительное обсуждение законопроектов показало, что силы сторонников и противников поправок примерно одинаковы.

Покушение на свободу слова

В конце апреля этого года у издателей начались неприятности. По инициативе депутатов из группы "Регионы России" Андрея Климова и Михаила Бугеры к Закону о СМИ в первом чтении была принята поправка, запрещающая иностранным физическим и юридическим лицам и российским компаниям с участием иностранного капитала владеть более чем 49,99% акций какого-либо СМИ в России. В этом документе прописано условие, в соответствии с которым закон обладает обратной силой действия, то есть все зарегистрированные российские СМИ с иностранным участием на момент вступления его в действие должны в течение года привести свои уставы в соответствие с новыми требованиями. Это означает, что иностранным инвесторам необходимо либо продать "лишние" акции, либо свернуть бизнес. Учитывая, что в России более 300 таких СМИ, а их суммарная капитализация превышает, по оценкам некоторых экспертов, полмиллиарда долларов, на выкуп акций, если местных инвесторов не найдется, российским властям придется потратить примерно половину этой суммы. Средства на эти цели не заложены ни в бюджете этого года, ни следующего. Однако депутатов это не смущает. Запред Госдумы Владимир Жириновский в интервью "Эксперту" заявил, что средства будут выплачены из внебюджетных фондов. Каких именно, глава ЛДПР сообщить не смог. Но деньги не главное.

Еще на этапе дебатов по этому законопроекту депутат от СПС Сергей Генералов заявил своим коллегам, что принимать в таком виде поправку нельзя, поскольку она

У партнеров

    «Эксперт»
    №22 (282) 11 июня 2001
    Бюджетная политика
    Содержание:
    Разное
    Обзор почты
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама