Потенциал обновления энергетики

Экономика и финансы
Москва, 11.06.2001
«Эксперт» №22 (282)

"Стратегия реструктуризации РАО 'ЕЭС России' наконец одобрена, и инвестиционный климат в отрасли должен измениться к лучшему", - заявил заместитель председателя правления РАО ЕЭС Вячеслав Воронин на конференции "Энергомашиностроение и энергетика России: конкуренция и развитие", организованной журналом "Эксперт" совместно с концерном "Силовые машины" и РАО "ЕЭС России". Привлечение инвестиций позволит заняться реконструкцией энергетического хозяйства, которое сегодня пребывает в плачевном состоянии. И в этом помощь энергетикам готовы оказать отечественные машиностроители. "Несмотря на то что рост тарифов на электроэнергию ударит и по нам, мы все-таки в нем заинтересованы, - заявил генеральный директор управляющей компании 'Силовые машины' Евгений Яковлев. - Тогда у энергетиков появятся деньги, а значит, будет спрос на оборудование. А без нормализации тарифов нам придется искать заказы за рубежом".

По словам Евгения Яковлева, сегодня доля РАО ЕЭС составляет только 10% в сбыте продукции компании и 20% в объеме заказов "Силовых машин", а 50% заказов на изделия концерна поступает из-за рубежа. Собственно говоря, только благодаря зарубежным заказам российское энергетическое машиностроение сегодня работает и развивается. Впрочем, развивается - это слишком сильно сказано. Евгений Яковлев в своем докладе привел такие цифры: у General Electric объем продаж энергетического оборудования в прошлом году составил 13 млрд долларов, у Siemens - 2 млрд, у Mitsubishi - более 10 млрд, у Ariston - около 12 млрд долларов. При этом суммарный оборот всего российского энергетического машиностроения составил менее 1 млрд долларов.

"За последние десять лет наша доля мирового рынка энергетического оборудования сократилась с 12 до 3-4%, - заявил первый заместитель генерального директора ЗАО 'Энергомашлизинг' Леонид Матвеев. - Основная причина этого - отсутствие государственной поддержки энергетического машиностроения, которая оказывалась до 1990 года".

Хотя потенциал в отрасли до сих пор сохраняется очень хороший. "Наше гидроэнергетическое оборудование соответствует мировому уровню, заказы загружают Ленинградский металлический завод (ЛМЗ), 'Уралэлектротяжмаш', Харьковский турбинный завод, - отметил Леонид Матвеев. - Паровые турбины от 100 до 800 кВт мы вывели на мировой уровень. Газовые турбины наша извечная беда, однако с образованием 'Силовых машин' наметились подвижки к лучшему. Ленинградский металлический завод уже делал газовые турбины для Siemens. Недавно ЛМЗ купил у немецкого концерна лицензию на производство этих турбин и сейчас готовится выпускать их самостоятельно. Кроме того, ЛМЗ совместно с 'Пермскими моторами' ведет разработку газовой турбины мощностью 180 МВт, которая будет конкурентоспособна на мировом рынке в течение двадцати-двадцати пяти лет".

В планах "Силовых машин" на 2001 год - более 1 млрд рублей инвестиций на модернизацию турбин. Однако этого явно недостаточно, чтобы выдерживать конкуренцию с западными машиностроительными гигантами. "Без государственн

У партнеров

    «Эксперт»
    №22 (282) 11 июня 2001
    Бюджетная политика
    Содержание:
    Разное
    Обзор почты
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама