Помните компанию ЮКОС? Ту самую, что вела борьбу без правил с акулой гринмейла Кеннетом Дартом, уводила акции в офшоры, напропалую использовала инсайд и вообще вела себя плохо?
Так вот, ЮКОС так больше не будет. Никогда. Компания подписала о том специальную бумагу - кодекс корпоративного управления. Претворив эти стандарты в жизнь, ЮКОС станет вести бизнес в России так, как никто и никогда его здесь не вел - открыто и честно.
Белгородский совет
Детально кодекс юкосовской чести был прописан в городе с символическим для момента вступления в "белый" бизнес именем Белгород. Оборонитель земли российской от крымских татар и немецких захватчиков, увенчанный двумя меловыми горами и пятью юкосовскими бензоколонками, город встретил московский десант солнечно. Здание белгородской обладминистрации торжественно блокировали спецназовцы. Отфильтрованные охраной участники оказывались в просторном зале, увешанном плакатами с императивом протестантского толка: работай, убеждай, помогай, думай, стремись, зарабатывай. На разных плакатах этот императив произвольно объединялся в блоки туманно-моралистического содержания: честность, ответственность, справедливость.
Михаил Ходорковский разъяснил смысл плакатов сразу же после демонстрации пары десятков слайдов с описанием рекордов ЮКОСа в области добычи и переработки нефти и экономии затрат. "Для того чтобы добиться высоких производственных успехов, наша компания прошла непростой путь, - сказал он. - Мы перестроили систему управления, консолидировали акционерный капитал, внедрили в производство новейшие достижения науки. Но часть этих действий сопровождалась скандалами, которые сильно испортили нашу репутацию. Поэтому на следующем этапе мы должны будем пройти очищение".
Очищение, по словам г-на Ходорковского, должно заключаться в выстраивании максимально честных и взаимовыгодных отношений компании со всеми представителями российского общества - властью, народом, собственными акционерами и сотрудниками. А соблюдение моральных принципов, по плану президента компании, должно обернуться для ЮКОСа прямой материальной выгодой. "Ведь что получается, когда в обществе нет доверия даже к самой эффективной компании? - рассуждал Ходорковский. - Нет, например, уверенности в стабильности поставок - теряется рынок. Не доверяют насчет решения социальных вопросов - растет инфляция. Не верят в то, что мы платим налоги, - растут, соответственно, налоги. А не доверяют поставщики и клиенты - растет коррупция".
Сотрудники компании отнеслись к намерению зарабатывать авторитет лояльно: имидж - даешь, надо укреплять, одобряем. Впрочем, после перехода к конкретике восторга заметно поубавилось.
Следующий докладчик рассказал о жертвах, на которые юкосовцам придется пойти ради завоевания доверия общества. "Внутренние стандарты корпоративного управления, - монотонно докладывал сотрудник ЮКОСа, - предполагают полную прозрачность компании и соблюдение всех российских норм законодательства. Стандарты запрещают менеджерам компании использовать инсайдерскую информацию при заключении сделок. Продажа или покупка акций сотрудниками возможна только после опубликования годового отчета компании. Кроме того, менеджеры компании не имеют права приобретать ADR ЮКОСа - ни непосредственно, ни через аффилированных лиц". Несоблюдение любой из этих норм будет теперь грозить виновным строгими карами, вплоть до увольнения.
"А если, к примеру, так, - выступил из задних рядов грузный мужчина. - Работаю я с франчайзерами. Наши заводы не поставили девяносто пятый бензин: поломка оборудования, бензин будет только через десять дней. А я обещал заправщикам, что он будет всегда, хоть землетрясение случись. Что мне делать? Можно задействовать присадки и из девяносто второго сделать девяносто пятый? Или сказать заправщикам: мы честная компания, фуфла не продаем, поэтому бензина не будет. Так как?"
Вместо ответа один из иностранных членов совета директоров ЮКОСа поведал нравоучительную историю о крупной западной корпорации, утаившей от общества информацию о произошедшей по ее вине экологической катастрофе и после терпевшей миллиардные потери в связи с тем, что молодое поколение отказывалось покупать продукцию обманщиков. "Когда стоит выбор - обмануть или потерять, всегда лучше выбрать последнее и выиграть в долгосрочном плане", - вывел мораль иностранец.
На том и порешили: стандарты принять, в дальнейшем им соответствовать, с краткосрочными финансовыми потерями мириться.
Ярмарка тщеславия
Кодекс корпоративного управления ЮКОСа - третий из принятых российскими компаниями. До него похожими документами уже обзавелись "Сибнефть" (в июле 1998 года) и "Ленэнерго" (в 2000 году). Подтягиваются и другие - уже готов кодекс РАО "ЕЭС России", в стадии разработки находятся кодексы "ЛУКойла", "Норильского никеля" и многих компаний помельче. "ЮКОС очень верно уловил тенденцию времени, - считает президент инвестиционной компании 'Тройка Диалог' Рубен Варданян. - Выживут только те компании, которые воспримут международные принципы ведения бизнеса и сумеют воплотить их в России".
Сегодняшнюю систему корпоративного управления в ЮКОСе аналитики называют самой продвинутой. Компании удалось создать действительно независимый совет директоров, что с точки зрения современных западных стандартов является одним из ключевых условий эффективного управления. Из пятнадцати членов совета директоров ЮКОСа только трое работают в компании или связаны с акционерами, остальные - это консультанты, представители науки и органов власти. В кодексах других компаний упоминания о независимых членах совета директоров тоже имеются, однако в очень урезанном виде. Кодекс "Сибнефти", например, предполагает независимость совета на 25%, на деле же из девяти членов совета директоров не работают в компании двое - некий г-н Кулаков из малоизвестной Нефтяной финансовой компании и г-жа Яцкевич, партнер адвокатского бюро АЛМ и жена министра природных ресурсов.
Другим достоинством корпоративной системы ЮКОСа является то, что с весны этого года он первым из российских нефтяных компаний перешел на ежеквартальную публикацию отчетности и раскрытие всей информации, требуемой SEC (Комиссия по ценным бумагам и биржам США). В итоге - признание рынка, за год котировки акций ЮКОСа выросли на 300%.
Тем не менее и юкосовская система корпоративного управления не идеальна. Даже если не брать в расчет принятых в Белгороде внутренних стандартов, предполагающих такую экзотику для российского рынка, как отказ от использования инсайда, а отталкиваться только от текста кодекса, ЮКОСу не удалось в полном объеме осуществить даже заявленные в нем планы. Из семи пунктов кодекса один остался невыполненным - положение о независимом регистраторе (реестр ведет аффилированная с ЮКОСом компания "М-реестр"). В самом ЮКОСе невыполнение объясняют тем, что независимых регистраторов в России пока нет.
Возможно, следующие кодексы будут лучше. Наиболее амбициозные планы в области корпоративного управления вынашивает, естественно, "ЛУКойл". "Все российские кодексы, написанные до сих пор, являются не более чем декларациями. Мы хотели бы прописать в кодексе не просто благие намерения - эффективность, прозрачность, справедливость и так далее, но и механизмы реализации этих намерений, и, главное, механизмы контроля за их исполнением, - говорит начальник отдела по работе с акционерами 'ЛУКойла' Андрей Кочетков. - Возьмем, к примеру, совет директоров. Мы хотели бы создать не просто независимый совет, но и максимально эффективный. Посмотрите на совет директоров, например, BP Amoco. Там собраны профессионалы - все равно откуда, хоть из ресторанного бизнеса. Мы хотим сделать то же самое. Например, хотим пригласить в свой совет директоров Алексея Мордашова". Разрабатывая эти схемы, компания тем не менее столкнулась со слишком большими сложностями - а потому к летнему собранию акционеров подготовить его не успела.
Неестественно естественная мораль
Общим для всех компаний, задумывающихся о соблюдении принципов естественной морали, является то, что мысли эти посещают их либо в момент обострения конфликтов с иностранными акционерами (как в случае с РАО ЕЭС), либо же накануне выхода на западные фондовые рынки (как в случае с ЮКОСом, "Сибнефтью" и "ЛУКойлом"). Это и понятно: получение западных кредитов, размещение своих бумаг на биржах для всех этих компаний является условием, необходимым для дальнейшего развития. "В девяносто восьмом году российские компании были изгнаны с западных рынков капитала. Теперь пришло время вернуться. А непременным условием возвращения является создание достойной системы корпоративного управления", - считает консультант компании Egon Zehnder Int. Артем Авдеев.
Однако, поскольку демонстрация честности во многом является не внутренней потребностью компаний, а вынужденной мерой, веры в их искренность на рынке мало.
"Я довольно скептически отношусь к перспективам соблюдения российскими компаниями составленных ими кодексов, - говорит аналитик компании 'Атон' Стивен Дашевский. - На Западе ситуации, когда компания принадлежит менеджерам, давно ушли в прошлое, в то время как для России это обычная практика, поэтому переписывать западные принципы для наших компаний бессмысленно. Более того, привыкшие к 'белым одеждам' западники снимают их, приходя на российский рынок. А те, кто не снимает, проигрывают". По мнению других экспертов, для рынка куда лучше ханжество, чем беспредел. "Пусть даже компании не будут соблюдать в полном объеме свои кодексы, - считает исполнительный директор Ассоциации менеджеров России Александр Дынин. - Но уже сам факт их существования будет цивилизовывать рынок, формировать менталитет. Это как раз тот самый случай, когда от стократного повторения слова 'сахар' должно стать сладко".
Впрочем, на самом деле кодексы - штука достаточно серьезная. Хотя бы потому, что за несоблюдение любого из декларированных в документе положений (если это не совсем общие слова) компанию можно привлекать к судебной ответственности. "Я думаю, что компании будут стремиться соблюдать установленные правила - хотя поначалу, конечно, с оглядкой друг на друга, - утверждает генеральный директор компании МВО Михаил Тимохов. - И есть прямая выгода в соблюдении этих правил, поскольку рынок всегда дает премии 'за честность'. Однако принимать подобные правила следует только расширяющимся компаниям, поскольку не набирающий обороты бизнес просто не справится с финансовыми потерями, которые неизбежно возникают при этих процессах".
По мнению г-на Тимохова, в итоге все это обернется выгодой и для рынка в целом. "Это благое дело, и не только для ЮКОСа и других крупных компаний, но и для среднего бизнеса тоже. Сейчас я могу привлекать кредиты на Западе как минимум под двенадцать процентов. Думаю, если хотя бы половина из крупных компаний выступит с кодексами, подобными юкосовскому, планка в двенадцать процентов станет для российских компаний верхней. А снижение кредитных ставок на два процента, по моим подсчетам, обеспечит моему бизнесу прибыли на четверть больше".