Вступать или не вступать?

Сергей Гуриев
18 июня 2001, 00:00

Вступление в ВТО даст России реальный шанс провести массовую переподготовку трудовых ресурсов и создать конкурентоспособную постиндустриальную экономику

Вступление в ВТО - один из центральных вопросов, который должно решить правительство России при выработке экономической стратегии. Проблему эту обсуждает не только экономическое сообщество, но и общество в целом. Высказываются аргументы как pro, так и contra. Сторонники говорят, что это позволит снизить барьеры для российских экспортеров и привлечь иностранные инвестиции. Противники же считают, что вступление в ВТО может полностью уничтожить промышленность и финансовый сектор. Но и тем и другим ясно, что вхождение России в ВТО приведет к серьезным и необратимым изменениям не только в экономике, но и в политической и социальной сфере. По своим последствиям этот шаг станет для России таким же мощным стимулом реформирования экономики и общества в целом, как для стран Центральной Европы вступление в ЕС.

Вступление в ВТО для России неизбежно - это очевидно. В современном мире сопротивляться глобализации невыгодно и бессмысленно. И весь вопрос в том, когда вступать, на каких условиях, а главное, как получить от вступления максимальный выигрыш.

Противники немедленного вступления аргументируют свою позицию тем, что промышленности, сельскому хозяйству и сектору финансовых услуг нужно дать время для реструктуризации, с тем чтобы они подготовились к конкуренции в открытой экономике. Но в случае промышленности и сельского хозяйства этот аргумент не вполне корректен, ведь вступление в ВТО ни в коей мере не снизит уровень защиты отечественного производителя. Дело в том, что тарифы в России (по меркам вступающих в ВТО стран) и так не очень высоки, и позиция российских переговорщиков предполагает изначальное повышение тарифов по многим пунктам и лишь затем их постепенное снижение. Более того, на переговорах речь идет о субсидиях сельскому хозяйству в таких размерах, которые российский бюджет еще не скоро сможет себе позволить.

Но не тарифы и субсидии главное. Основное средство защиты отечественного производителя в последнее время - низкий обменный курс рубля. Поэтому вступать лучше в ближайшее время, ведь именно в 2003-2005 годах реальный обменный курс рубля, скорее всего, снизится в связи с пиком платежей по внешнему долгу в 2003-2005 годах и в связи с вполне вероятным снижением мировых цен на нефть. Таким образом, ориентированная на внутренний рынок часть российской промышленности (своего рода промышленный средний класс), вставшая на ноги после девальвации 1998 года, будет защищена не тарифами, а обменным курсом, так что краткосрочные издержки от вступления будут с лихвой компенсированы. Да, на обменный курс рубля может оказать повышающее давление приток иностранного капитала, в том числе и в сектор услуг (как это происходит в большинстве развивающихся и переходных экономик, вступающих в ВТО). С другой стороны, Россия всегда может управлять обменным курсом при помощи опережающей выплаты внешнего долга (например, создав стабилизационный фонд).

Впрочем, обменный курс не позволяет адресно защищать конкретные отрасли. Поэтому с приоритетами промышленной политики и уровнем тарифов необходимо определиться именно на этапе вступления. Ведь тарифы фиксируются не на год и не на два. И лишь в исключительных случаях члены ВТО могут при наличии экономического обоснования временно повышать тарифы, а также применять нетарифные меры защиты внутреннего рынка.

Тарифная стратегия лишь один из фрагментов ответа на основной вопрос - о месте России в глобальной экономике. Как именно мы хотим встроиться в систему международного разделения труда? Что является нашим относительным преимуществом перед другими странами? Помимо природных ресурсов, Россия располагает относительно дешевой квалифицированной рабочей силой - человеческим капиталом, накопленным в рамках советской системы образования. Поэтому у нас все еще остается шанс специализироваться не только на природных ресурсах, но и на продуктах и услугах, требующих хорошего образования. Этот шанс легко упустить - при продолжении сегодняшних тенденций система образования существенно деградирует уже через пять лет. Быстрое вступление в ВТО может помочь ускорить переход к постиндустриальной структуре экономики за счет привлечения иностранных инвестиций в сектор услуг, в том числе и информационных, и усовершенствования охраны авторских прав, столь необходимых для развития сектора программного обеспечения. Однако инвестиции в новый сектор приходят только там, где есть критическая масса работников с современным образованием. Возникает положительная обратная связь: более образованные страны быстрее увеличивают производительность, в первую очередь в новых секторах, но и инвестиции в новую экономику приводят к еще более быстрому накоплению человеческого капитала. Поэтому одновременно со вступлением в ВТО необходимо срочно начать строить новую систему подготовки и переподготовки кадров. Без реформы образования вступление в ВТО превратит страну в сырьевой придаток с медленно снижающимся по мере проедания капитала уровнем жизни. А откладывание вступления - в сырьевой придаток с еще более низким уровнем жизни, ведь часть доходов от экспорта сырья будет уничтожаться неэффективным производством.

Вступление в ВТО - это для России не просто вызов времени, это реальный шанс провести массовую переподготовку трудовых ресурсов и войти в новый век с конкурентоспособной постиндустриальной экономикой.