В среду 13 июня художественный руководитель Большого театра Геннадий Рождественский подал в отставку. Это произошло спустя ровно неделю после премьеры его постановки оперы "Игрок" Сергея Прокофьева (см. новости культуры в прошлом номере "Эксперта"). "Игрок" Рождественского - единственный крупный оперный проект Большого в юбилейном 225-м сезоне - получил весьма прохладные отзывы в прессе. СМИ в большинстве своем поспешили связать решение мэтра уйти из театра именно с его обидой на критиков.
Геннадий Рождественский действительно не скрывал своих обид на прессу. О своей неприязни к журналистской братии он заявил сразу после вступления в должность. Но наивно было бы полагать, что дирижер с мировым именем мог покинуть столь высокий государственный пост, руководствуясь лишь своими эмоциями.
Скорее всего, 70-летний маэстро понял, что не в состоянии верно выстроить стратегию развития главного театра страны и вывести коллектив из затянувшегося кризиса. Несмотря на то что после реструктуризации системы руководства главой театра стал генеральный директор (Анатолий Иксанов), но по сути Рождественский с самого начала взвалил на себя всю ответственность за происходящее и стал авторитарно, в соответствии со своими взглядами, кроить репертуар.
Первым делом маэстро исключил из репертуара несколько спектаклей. И если с оперной частью проблем практически не было, то "балетные" решения Рождественского не только настроили против него балетных критиков, но и чуть не раскололи коллектив. Журналистам и артистам трудно было смириться с намерениями нового худрука убрать из репертуара все балеты с "плохой музыкой". Многие пытались убедить Геннадия Рождественского в том, что качество балетов определяется прежде всего достоинствами хореографии и что лучшие балеты Петипа, Пуни и Бурнонвиля ставились на музыку не самой высокой пробы. Тем не менее из репертуара был исключен дорогостоящий новый балетный проект "Дочь фараона". В результате сорвались привлекательные зарубежные контракты.
Постоянные заявления Рождественского о кризисе в Большом привели к тому, что театр стал проигрывать Мариинке в конкурентной борьбе за западные гастроли. К примеру, переговоры худрука Большого в Лондоне закончились тем, что этим летом в Англию поедут не москвичи, а петербуржцы. Кстати, зарубежные контракты, правда личные, - самое вероятное объяснение решения Рождественского об отставке. Большую часть истекающего сезона худрук ГАБТа провел за границей.
Вряд ли руководство театра сейчас станет искать харизматического лидера-диктатора, каковым хотели видеть прежнего худрука. Реальная власть в Большом теперь перейдет к гендиректору-менеджеру. Что же до поста главного дирижера, который Рождественский тоже покинул, то на это место прочат Александра Лазарева.