Как спасти икру

25 июня 2001, 00:00

На прошлой неделе в Париже состоялась встреча стран - экспортеров осетровой икры. Организатор форума, Международный комитет ООН по сохранению дикой природы (CITES), попытался добиться от крупнейших экспортеров черной икры и осетрины полного моратория на ловлю осетровых. В первую очередь это касается прикаспийских стран, на долю которых приходится 70% мирового улова осетровых рыб. Единственной страной, которую не затронула критика CITES, стал Иран, являющийся одним из крупнейших экспортеров икры и осетрины. Несмотря на то что иранская квота на 2001 год составляет около 80 тыс. тонн икры, Иран находится на хорошем счету у CITES, поскольку в этой стране сохранилась государственная монополия на добычу и экспорт осетрины и черной икры, что позволяет полностью контролировать улов.

России CITES рекомендовал усилить контроль за торговлей икрой и осетриной на внутреннем рынке и добиться соблюдения правил выдачи лицензий. Комитет также посоветовал России подготовить научный доклад, беспристрастно оценивающий перспективы популяции осетра в наших территориальных водах. России придется доказать, что торговля икрой и осетриной не угрожает выживанию этого вида рыбы. Если к 20 июля требования CITES не будут выполнены, то на заседании, которое состоится в этот день, против российских экспортеров будут введены жесткие санкции. CITES уже объявил о своей готовности полностью запретить российский экспорт черной икры и осетрины начиная с того же 20 июля. В любом случае CITES сейчас обсуждает вопрос о 80-процентном сокращении российских квот, которые составляют для черной икры 69,44 тонны, а для осетровых видов рыб - 244 тонны.

По словам заместителя начальника управления Госкомитета по рыболовству Вадима Брухиса, российская сторона не может согласиться с такой жесткой постановкой вопроса, тем более что не Россия является главным экспортером контрабандной черной икры. Браконьерский вылов осетровых на Каспии действительно принял массовый характер, однако осуществляется он в основном гражданами Азербайджана, Казахстана и Туркмении, которые переправляют подпольную икру в Иран, где она легализуется и поставляется на рынки Европы и США.