Четверть прибыли за спокойствие

Снижение налога на прибыль: банки - в выигрыше, инвалиды и муниципалитеты - в убытках. Остальные - как повезет

Две недели назад правительство неожиданно выступило с предложением снизить ставку налога на прибыль с нынешних 35% до 25%, но при этом отменить все льготы. Парламентарии, не желая уступать правительству лавры главного радетеля интересов российских производителей, выдвинули встречное предложение - снизить налог до 23%, при этом наиболее радикальные представители депутатского корпуса даже настаивали на ставке 20%. "В действующем Законе о налоге на прибыль предусмотрено огромное количество различных льгот, их перечень занимает более трех листов. Льготами сегодня пользуются все кому не лень, в том числе и те, кто явно может без них обойтись. В результате реальная средневзвешенная ставка налога на прибыль по стране составляет 19,85 процента. Мы, снижая ставку налога и отменяя льготы, фактически приходим к тем же 20 процентам", - пояснил заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Госдумы Сергей Шторгин.

Основной и единственной причиной такого подарка российским предприятиям, по заверениям и представителей правительства, и депутатов, стала забота о процветании национальной промышленности и всемерное облегчение непосильного налогового бремени, под которым стонут сегодня российские предприниматели. Однако, как следует из неофициальных бесед, ко второму чтению в проект Закона о налоге на прибыль поступило такое множество поправок, предусматривающих те или иные налоговые льготы, что даже половина из них, будучи принятой парламентом, свела бы доходы бюджета от этого налога к чисто символическим значениям. Между тем налог на прибыль в прошлом году стал главным источником налоговых поступлений в бюджет - сборы по нему составили 401 млрд рублей, впервые за много лет превысив бюджетные поступления от НДС (см. график). И чтобы правительство отдало это изобилие на растерзание думским лоббистам? Да ни в жизнь! Тут и было решено отменить вообще все льготы (о чем, кстати, с самого начала работы над Налоговым кодексом мечтал его главный автор, заместитель министра финансов Сергей Шаталов), но при этом снизить основную ставку налога на прибыль.

Впрочем, не суть важно, почему снижаются налоги. Гораздо интереснее, кому после этого на Руси станет жить хорошо, а кому - не очень.

Победители и проигравшие

Очевидно, что в данной ситуации больше всего рискует правительство. По расчетам Минфина, полная отмена льгот по налогу на прибыль позволяет без потерь для бюджета снизить ставку налога с 35% до 27%. Каждый процентный пункт дальнейшего снижения ставки обернется 25 млрд рублей потерь для консолидированного бюджета. Конечно, теоретически низкая ставка налога на прибыль должна способствовать активизации бизнеса и увеличению получаемой прибыли, то есть росту налогооблагаемой базы. Кроме того, снижение налоговой ставки существенно снижает стимулы для использования нелегальных схем минимизации налоговых платежей. "Ни для кого не секрет, что множество предприятий используют различные схемы ухода от уплаты налога на прибыль и являются при этом официально убыточными. Очевидно, что снижение налоговой ставки задумано в том числе и для того, чтобы стимулировать легальную деятельность подобных предприятий и вывести их фактическую прибыль из тени", - говорит ведущий аудитор консалтинговой группы "БРиТ" Марина Иванова. Значительная доля прибыли, которая будет дополнительно оставаться в распоряжении предприятий, пойдет на выплаты заработной платы и, следовательно, рано или поздно вернется в бюджет в виде налогов на потребление.

Бюджетный эффект от отмены льгот может оказаться гораздо выше, чем предусмотрено правительством, за счет большей прозрачности системы в целом. Марина Иванова считает, что отмену налоговых льгот также можно рассматривать как инструмент легализации прибыли предприятий, которые фактически ее имеют, но в бухгалтерской и налоговой отчетностях не показывают, ведь "у недобросовестных налогоплательщиков значительно сократятся возможности для манипулирования финансовым результатом". Так что в данной ситуации правительство делает хоть и рискованную ставку, но с хорошими шансами на крупный выигрыш.

Среди безусловно выигравших от снижения налога на прибыль будут банки, которые сейчас платят его по ставке 43% и практически не имеют налоговых льгот. Ослабление налогового бремени позволит банкам наращивать собственный капитал, что сделает более устойчивой всю банковскую систему.

Невооруженным глазом видны и те, кто проиграет от налоговых инициатив правительства. "Во-первых, это касается тех предприятий, которые зарегистрировались в ЗАТО, - говорит Сергей Шторгин. - Сейчас они платят налог в размере около 13 процентов, а после вступления в действие закона будут платить все 23 процента". Добавим, что не только ЗАТО, но и вообще все так называемые внутренние офшоры серьезно пострадают от нового налога на прибыль.

Тяжело придется сельскому хозяйству, в массовом порядке пользующемуся налоговыми льготами. Сергей Шаталов считает разумным ввести для сельского хозяйства специальный налоговый режим в виде единого облегченного налога.

Еще одна категория однозначно пострадавших от налоговых перетрясок - предприятия и организации инвалидов, творческие союзы, организации уголовно-исполнительной системы, то есть все те, кто имеет существенные льготы по действующему законодательству. Их, видимо, тоже придется поддерживать. "Если этого не произойдет, то все наши инвалиды просто-напросто останутся без работы, ведь сейчас их берут на работу только потому, что это позволяет работодателю не платить налог", - говорит Сергей Шторгин.

К числу жертв нового налога на прибыль стоит отнести и местные бюджеты. "В муниципальные и местные бюджеты доход от налога на прибыль вообще не идет, - объясняет Сергей Шторгин. - Такое решение мы приняли потому, что невозможно применять единые правила для всех муниципальных образований. Разумнее отдать большую часть денег субъекту федерации для распределения внутри него согласно нуждам и требованиям каждого отдельного муниципального образования: тому, кто победнее, выделить больше денег, другому, кто побогаче, - меньше. Таким образом возможно будет достичь реальной сбалансированности местных и муниципальных бюджетов". Правда, при этом мэры городов и прочие местные руководители попадают в полную финансовую зависимость от губернаторов, но это уже не налоговые проблемы.

Льготная привычка

Ну а что же те, ради кого это все и затевалось, - российские производители, крупные предприятия, флагманы экономики? Они отнюдь не торопятся хлопать в ладоши и бросать в воздух чепчики. Наоборот. "В то время как американцы, например, разработали программу по значительному снижению налога на прибыль в целях стимулирования темпов роста промышленного производства, сохраняя льготы на его развитие, Министерство финансов и Минэкономразвития предлагают схему, которая не способствует подъему промышленности в России, - считает президент АО "Очаково Лтд." Алексей Кочетов. - Льгота на развитие, которая составляет 50 процентов, позволяла большинству российских предприятий расширять и модернизировать производство, работать над качеством своей продукции, то есть реально развиваться. При принятии нового Закона о налоге на прибыль и отмене льгот на развитие прибыль, остающаяся в распоряжении развивающегося предприятия, сокращается на 10 процентов. Фактически происходит увеличение налогообложения и ухудшение положения отраслей промышленности". Так что призыв правительства "Отдай четверть прибыли и спи спокойно" может и не сработать.