Постиндустриальное измерение

Александр Кокшаров
9 июля 2001, 00:00

Французский концерн Alcatel избавляется от своих заводов. Но вовсе не из-за рецессии. Компания решила: пусть производят другие, она же станет придумывать и продавать

Падающий спрос, снижение прибыли и сокращение штатов уже давно не новость для высокотехнологичного сектора. Однако известие о том, что французская компания Alcatel - один из лидеров телекоммуникационного рынка - собирается избавиться от большей части своих заводов (и персонала, естественно) привлекло всеобщее внимание. Как заявил в конце июня генеральный директор и президент компании Серж Чурук, из 100 предприятий, которыми в настоящее время владеет Alcatel, в ближайшие полтора года останется лишь 12. Правда, заводы по производству телекоммуникационного оборудования не будут закрыты - их планируется продать. Те же двенадцать предприятий, которые будут сохранены в рамках Alcatel, к телекоммуникационному сектору прямого отношения не имеют - на них производятся либо оптика, либо спутники для европейской космической программы.

Объявляя о грядущих изменениях, гендиректор отметил, что Alcatel стремится как можно быстрее превратиться в "непроизводственную компанию". Отказавшись от производства, французский концерн, тем не менее, намерен остаться одним из лидеров телекоммуникационной отрасли с огромным объемом продаж. Достичь этого Alcatel хочет с помощью аутсорсинга - использование услуг сторонних компаний для выполнения собственных, внутрикорпоративных задач. Впрочем, к аутсорсингу французы решили подойти нестандартно: если обычно используют маркетинговый или финансовый аутсорсинг, Alcatel решил воспользоваться аутсорсингом для производства. Это позволит сконцентрироваться на решении маркетинговых задач: в ведении компании останутся разработка инноваций, маркетинг и продажа конечной продукции. Делать же "грязную работу" - заниматься банальным производством - будет позволено другим.

При этом надо отметить, из производственного сектора компания начала выходить уже довольно давно. Пять лет назад в составе промышленной группы Alcatel было 250 предприятий. Уже в 1998 году их число было сокращено до 200, 120 из которых занимались выпуском продукции для телекоммуникационного сектора. После того как в отдельную компанию было выделено подразделение по производству кабельных сетей, у самого концерна Alcatel осталось "всего" сто заводов.

Их аутсорсинг

Продажа отдельных предприятий, как планируют в Alcatel, будет производиться по такой схеме. Заводы сначала получат производственную и экономическую автономию, а затем по отдельности будут проданы компаниям, специализирующимся на производстве электроники. Хотя производственные связи между предприятиями и Alcatel сохранятся, на заводах произойдет определенная диверсификация. Они смогут производить продукцию не только для телекоммуникационного сектора, но и для других отраслей, что позволит им быть более устойчивыми в долгосрочной перспективе. "Успешная программа аутсорсинга не может строиться на основе разовых сделок, - считает вице-президент Alcatel Клод Али. - Наоборот, эта программа должна носить долгосрочный характер, что даст экономический эффект обеим сторонам".

Обращение компании Alcatel к аутсорсингу вызвано несколькими факторами. Во-первых, еще в конце 90-х, в "золотое время" для телекоммуникационного сектора, спрос на продукцию временами превышал производственные возможности компаний отрасли. Они, и Alcatel в их числе, были просто вынуждены прибегать к услугам сторонних производителей. По мере сокращения спроса - а в Западной Европе, например, где мобильными телефонами пользуется около 60% населения, рынок все больше насыщается, массовое производство становится все менее прибыльным. И "материнская компания" меняет приоритеты: самым главным становится развитие технологии. Именно технология дает сейчас конкурентное преимущество. Характерно, что первым контрактом по аутсорсингу, заключенным Alcatel после провозглашения новой стратегии, стал договор с сингапурской компанией Flextronics - рабочие руки а Азии все-таки дешевле, чем в Европе или в Северной Америке.

Во-вторых, Alcatel необходимо увеличить гибкость производства: время массовых товаров в телекоммуникационном секторе уже прошло, спрос диверсифицируется. В этих условиях размещать небольшие заказы на отдельных предприятиях-производителях организационно куда проще, чем заниматься перестройкой производственного процесса в крупной компании. К тому же благодаря аутсорсингу в Alcatel надеются быстрее внедрять в производство инновации, что опять же легче делать на небольших предприятиях.

Мода на оболочки

Впрочем, Alcatel в своих начинаниях не одинок: к аутсорсингу, хотя и в меньших масштабах, прибегают и другие компании, производящие телекоммуникационное оборудование. Ведь замедление в темпах роста рынка (уже в 2000 году телекоммуникационный рынок рос на 35% медленнее, чем в 1999-м) коснулось и конкурентов французского концерна.

Так, еще в марте лидер рынка финская Nokia объявила о продаже двух своих заводов компании SCI Systems, которая специализируется на производстве электроники. Финский концерн в ближайшее время планирует использовать аутсорсинг при производстве 20% своей продукции. Одновременно с этим Nokia переводит собственные производства в страны с дешевой рабочей силой (в первую очередь в Южную Корею и Мексику), что должно снизить издержки и закрепить позиции компании на рынке.

Еще один лидер в производстве телекоммуникационного оборудования - американская Motorola - также занялась реформированием, превращаясь в высокотехнологичную "компанию-оболочку". В течение марта-мая руководство американского концерна решило избавиться от ряда производственных мощностей и подписало контракты по аутсорсингу с несколькими крупными поставщиками электроники. Это позволило на 30% сократить число занятых в некоторых подразделениях Motorola. Аналитики ожидают также, что еще один из "тяжеловесов" рынка - шведский Ericsson - вскоре прибегнет к аутсорсингу в такой сфере, как производство мобильных телефонов. Хотя в целом по отрасли позиции шведского концерна вполне устойчивы, подразделение, занимающееся выпуском сотовых телефонов, приносит лишь убытки. Ericsson уже объявил о закрытии ряда производств в Швеции и Великобритании, однако это пока не привело к заметному улучшению финансовых показателей.

Использование аутсорсинга в телекоммуникационной отрасли - во многом повторение событий в других высокотехнологичных секторах. Так, производство электроники пережило бум производственного аутсорсинга в 80-е годы, когда крупные компании (Sony, Philips, Mitsui и др.) прибегали к диверсификации и отдавали само производство небольшим компаниям, часто в странах с более дешевой рабочей силой (прежде всего Юго-Восточная Азия, а также Латинская Америка). В начале 1990-х то же самое произошло с производством полупроводников и сборкой компьютеров: идеи и технологии ведущие компании США и Японии продолжали разрабатывать сами, а производство передвигали в новые, в основном азиатские страны. Похоже, что аутсорсинг становится универсальным рецептом в высокотехнологичном бизнесе.