Лучше больше и лучше

Елена Слатина
16 июля 2001, 00:00

Секрет экономии Роджера Кормана


Роджер Корман, создатель дешевых фильмов и обладатель дорогой репутации

В Москве побывал человек-легенда. На фоне нынешних кинозвезд и знаменитых режиссеров его фигура кажется неприметной. Однако Роджер Корман - именно тот, которому обязаны своей карьерой Фрэнсис Форд Коппола и Джеймс Камерон, Роберт Де Ниро и Мартин Скорсезе, Джонатан Демме и Питер Богданович, Питер Фонда и Чарльз Бронсон, и даже наш любимый Джек Николсон. Все они и еще сотни их коллег в разное время и в разном качестве начинали у Кормана. Фильм категории "Б" - понятие, связанное с именем Кормана, поставившего 50 и спродюсировавшего 550 фильмов. Снимая исключительно малобюджетные картины, Корман оказал огромное влияние на американское кино и одновременно стал кумиром европейских интеллектуалов, увлекшихся стилистикой "Б"-кино. Один из его последних фильмов - "Арена" (про девушек-гладиаторш), сделанный в партнерстве с российскими кинематографистами. Роджер Корман - священное чудовище Голливуда, его живая легенда. Несколько лет назад он выпустил книгу "Как я снял сто фильмов в Голливуде и не потерял ни цента".

- Вы должны были бы дать мастер-класс. Как бы вы свой огромный кинематографический опыт уложили в час лекции?

- Я бы поговорил как о теоретических аспектах производства картин, так и о практических. А также о том, как вы можете применять свои теории на практике во время съемок фильма, и особенно в подготовительный период.

- Вы считаете, что подготовительный период важнее съемок?

- Процесс разработки идей иногда занимает много времени. Прежде чем снимать, у вас в голове обязательно должен быть четкий план. У меня маленькие бюджеты, я должен снимать быстро, и я не могу позволить команде сидеть вокруг и ничего не делать, пока я буду искать решение определенной творческой проблемы. Я должен подготовиться к работе заблаговременно. Честно говоря, я никогда полностью не следовал своим планам, что-то менял на съемках. Однако я чувствую, что если бы решения не были заранее приняты, то вместо съемок царил бы хаос.

- Вы действительно сделали пятьсот пятьдесят фильмов?

- Я не знаю их точного количества. Полагаю, что самостоятельно я сделал фильмов четыреста пятьдесят. Но было еще много совместных проектов. Таких, как, например, фильм "Арена", с которым я приехал: я был исполнительным продюсером, а Сергей Ливнев - продюсером. Я не знаю, считать ли "Арену" своим фильмом. На самом деле я никогда не задавался целью сосчитать все свои работы.

- И все-таки вы - рекордсмен. А вам никогда не казалось, что лучше меньше, да лучше?

- Я, конечно, одобряю такой подход. Но, с другой стороны, мне нравится процесс производства картины. Я получаю от съемок личное удовлетворение. Мне просто нравится этот процесс.

- Имеют ли фильмы класса "Б" с коммерческой точки зрения какие-то преимущества перед крупнобюджетными блокбастерами?

- Да. "Б"-фильмы гораздо чаще приносят прибыль. Но если уж "А"-фильм приносит прибыль, то эта прибыль ни с чем не сравнима.

- Почему вы ни разу не замахнулись на мегабюджетный проект?

- У меня никогда не было достаточно денег. Последние двадцать лет я финансировал картины из собственных средств, чего никогда не делают продюсеры "А"-фильмов.

- Неужели ваша репутация не помогла бы вам потягаться в бюджетах с вашим учеником Джеймсом Камероном?

- Я не знаю, может быть, дело в консервативном подходе инвесторов. У меня репутация создателя дешевых фильмов. И ни разу за сорок лет у меня не было простоя в съемках. Может, я и ошибался, принимая все эти предложения. Но мне нравилось это.

- В кино не осталось ни одного жанра, в котором вы не поработали бы. Можно ли говорить, что какой-то жанр заведомо прибыльнее?

- Во-первых, я верю, что важнее жанра качество картины. Хороший фильм всегда будет прибыльнее плохого. Так что я вкладываю силы в качество картины с учетом бюджета. Но при прочих равных в коммерческом отношении наиболее выгодны фантастика, ужасы, боевики и приключения.

- Когда Сергей Ливнев начинал свой малобюджетный проект, он говорил: "Сейчас у нас в стране пятьдесят тысяч охранников, которые работают по ночам и от скуки смотрят видео. Поэтому мы будем снимать кино для охранников и на этом заработаем". У вас были подобные стратегии?

- Нет. Я снимал для широкой аудитории, ориентировался на обычного, простого зрителя. Если точнее, на зрителя от тринадцати лет до сорока.

- Работа с малым бюджетом всегда подразумевает затягивание пояса. На чем вы предпочитаете экономить?

- На том, что не появляется на экране. На больших офисах, лимузинах для продюсеров и актеров, на частных самолетах, которые летают на место съемки. Всего этого на экране нет. И это, я вам скажу, очень серьезная экономия.

- А если вы снимаете современную историю, в которой два героя и действие происходит в лесу, а денег все равно не хватает, - какой выход?

- Выберу лес в часе или двух часах езды от киностудии, чтобы можно было рано утром туда приезжать, а поздно вечером - возвращаться. Сэкономлю на комфорте, но на качестве - никогда.

- А это вообще возможная ситуация - Роджеру Корману не хватило денег?

- Так бывает редко. Когда мы планируем бюджет, мы знаем, сколько и на что можем тратить, и стараемся не тратить больше. Я ни разу не превысил бюджет более чем на десять процентов.

- Неужели вы ни разу ничего не провалили?

- Провалил, конечно, это с каждым случается. Но в девяноста процентах случаев я преуспел.

- Если у нашего современника спросить, кто такой Билл Гейтс, ответ будет: "Это же тот парень, который создал Microsoft", кто такой Билл Клинтон: "Это президент, который погорел на шашнях с практиканткой". А кто такой Роджер Корман?

- Это человек, который снял пятьсот фильмов и не потерял ни цента.