О преференциях стоит сказать особо. Их могли получить фирмы, подтвердившие, что 15% стоимости их продуктов производятся на территории России. Документы, которые могли быть основанием для преференций, предоставили лишь шесть компаний-участников - ИВК, "Аквариус Дата", K-Systems, R-Style, "Ланит" (техника CLR) и Kraftway. Однако большинство претендентов так или иначе построили свои предложения на технике российской сборки, в том числе и DellSystems, являющаяся эксклюзивным представителем в России американской компании Dell Computer. Из техники нероссийского происхождения были предложены компьютеры Apple (фирма DPI) и Compaq ("Verysell Проекты").
То, что российским производителям компьютерной техники в рамках конкурса предоставлялись определенные преференции, было одним из спорных моментов в организации конкурса. С одной стороны, когда ж еще и проводить политику поддержки отечественного производителя, как не при распределении крупных госзаказов, с другой стороны, многие противники этого решения высказывали мнение о меньшей надежности компьютеров российской сборки, во всяком случае в сравнении с западными брэндами. К слову, на недавнем заседании правительства было-таки принято решение провести сравнительное исследование качества российской и импортной техники. Но оно будет проведено уже после того, как договора на ее поставку подписаны с российскими сборщиками.
Мы решили опросить руководителей компаний-участников конкурса на предмет того, насколько они сами считают оправданной политику такого рода преференций:
Алексей Кудрявцев, генеральный директор компании Kraftway (поставщик техники в Сибирский, Дальневосточный и Северо-Западный федеральные округа):
- Абсолютно бестолковая система предоставления преференций - ненужная и вредная. Ее результат только один - иностранным компаниям не дали возможности участвовать в конкурсе, следствие - конкуренция была невелика. Правда, после завершения конкурса очевидно, что выиграли вполне нормальные компании, которые поставляют достаточно качественную технику, так что, возможно, участие иностранных фирм и не изменило бы список победителей. Но некоторые западные компании пошли бы на серьезные уступки ради участия в этом конкурсе. Например, IBM имела бы неплохие шансы и могла рассчитывать на успех.
Василий Васин, президент группы компаний R-Style (участвовала в конкурсе на поставки техники на Урал и Дальний Восток):
- Преференции вполне оправданны, поскольку российское производство поддерживать нужно. Кроме того, очевидно, что на одну и ту же сумму можно купить больше российских компьютеров, а качество и уровень сервиса у российских и западных брэндов примерно одинаковы. В любом случае нужно выбирать технику приемлемого качества по соответствующей цене. Если бы компьютер иностранного поставщика был дешевле, стоило бы взять его. В случае же, если цена одинаковая, лично я купил бы российский.
Борис Бобровников, президент компании "Крок" (победитель конкурса на поставки техники в Поволжский федеральный округ):
- Мне трудно ответить, нужно ли было предоставлять преимущества российским производителям в проекте "Компьютеризация сельских школ". Наверное, если такие преимущества есть, то они оправданны. Как директор компании, которая всегда строила свою работу в основном на поставках импортной техники, я могу авторитетно заявить, что уровень цен, предлагаемых российскими сборщиками ПК, настолько низок, что для западных компаний просто недостижим. Кроме того, как бы мы ни относились к отечественным сборщикам ПК, нужно заметить, что за последние три-пять лет ситуация с качеством российских компьютеров кардинально поменялась.
Участие иностранных производителей в разнообразных проектах можно только приветствовать, а в некоторых случаях западная техника бывает даже предпочтительнее российской. Но если иностранные производители, участвуя в проектах в России, не выработают более гибкую ценовую политику, то российские сборщики их постепенно вытеснят - что реально и происходит уже сейчас.
Алексей Леонтьев, главный управляющий компании "ОбИнКо" (ее дочерняя компания "Verysell Проекты" участвовала в конкурсе на поставки в Сибирский федеральный округ):
- Решение о преференциях прежде всего политическое. Это нормальный государственный протекционизм: защита отечественного производителя организована у нас на государственном уровне. Есть, правда, технические вопросы.
Наша компания на протяжении последних пяти-семи лет строила свой бизнес на компьютерах иностранной сборки: идя в тот или иной проект, особенно в такой, где необходима поставка техники на удаленные объекты, в частности в сельские школы, мы со спокойной душой предлагаем оборудование Compaq, поскольку понимаем, что степень отказоустойчивости этих машин достаточно высока. Я не могу сказать то же самое о машинах российской сборки. Не потому, что они хуже или лучше, просто наш опыт не достаточен для того, чтобы дать экспертную оценку отказоустойчивости техники российской сборки. Более того, я считаю, что заказчик также не имел возможности сделать правильные выводы о качестве той или иной техники: таких данных просто нет. Очевидно, что в данном случае решения были приняты без учета вопросов качества и отказоустойчивости.
В общем-то, у нас сложилась такая практика: тратить как можно меньше государственных денег, а о качестве сегодня мало кто заботится. Дело в том, что о сумме проекта заказчика спросят сегодня, а о качестве могут не спросить вообще.
Анатолий Карачинский, президент группы компаний IBS (DellSystems, дочерняя компания IBS, победила в конкурсе на поставки на Юг и Урал):
- Минобразования не предоставляло преференций российским производителям. Дело в том, что определенной группе товарищей удалось пролоббировать внесение в закон "О федеральном бюджете на 2001 год" раздела, в соответствии с которым компьютеры, приобретаемые на бюджетные средства, должны быть российского производства. Мне кажется, что это совершенно неразумно.
В нашем бизнесе довольно сложно сказать, что отечественное, а что неотечественное, все ведь делается из одних и тех же комплектующих. А для правильного развития отрасли лучше было бы иметь равные условия для всех. Я считаю: если мы хотим выпускать качественные автомобили, качественные компьютеры и все что угодно достаточно качественное, то нужно учиться конкурировать с западными фирмами. Надеюсь, что в следующем году такого раздела в Законе о бюджете уже не будет. Скажу больше, этот вопрос обсуждался на состоявшейся весной текущего года встрече Владимира Путина с представителями компьютерного бизнеса, и мы пришли к единому мнению, что конкуренция на равных будет полезна нашей отрасли.
Очень жаль, что в конкурсе по проекту "Компьютеризация сельских школ" мы не имели возможности участвовать с западной техникой. Мы бы смогли предложить компьютеры Dell по цене, равной "Гелиос" (с техникой этой российской фирмы, созданной в 1999 году, участвовала в конкурсе DellSystems. - "Эксперт"). По поводу качественных характеристик той и другой техники не могу давать комментарии, у меня такого права нет.