Споры об Образцове

Культура
Москва, 16.07.2001
«Эксперт» №27 (287)
Столетие великого кукольника стало поводом для переоценки ценностей

Сергею Образцову было всего тридцать, когда он возглавил театр, в скором времени ставший первым академическим театром кукол. Вид искусства, во все эпохи считавшийся "низовым", уравнялся в правах с "высокими" оперой, драмой и балетом. На спектакли театра Образцова попасть было практически невозможно. На гастролях порой приходилось даже вызывать конную милицию. Не существовало для образцовцев и "железного занавеса". Колесить по миру они начали еще при Сталине.

Образцов прожил на редкость успешную жизнь, полностью оправдавшую значение фамилии. Его самый знаменитый спектакль - "Необыкновенный концерт" - вошел в Книгу рекордов Гиннесса как самый посещаемый спектакль планеты. А количество больших кукольных театров, созданных по модели образцовского во многих странах мира, никто не подсчитывал. Образцов возглавлял Международную ассоциацию кукольников УНИМА. Получил все возможные премии и награды. Стал первым театральным деятелем, удостоенным звания Героя. Шестьдесят лет руководил своим театром, совмещая посты художественного руководителя и директора, что в те времена было невероятным. Он ставил спектакли, разрабатывал новые техники кукловождения, снимал фильмы, писал книги и был одним из самых влиятельных людей своего времени.

Главным делом своей жизни Образцов занялся как бы между прочим. Учась во ВХУТЕМАСе, он решил подработать продажей самодельных кукол. Покупателей не нашлось. Незадачливый продавец и не догадывался, что совсем скоро эти же куклы начнут приносить гораздо больший доход. Эстрадные номера - пародийные романсы с куклами (жанр, открытый Образцовым) - пользовались большим спросом. Бывало, число выступлений в разных залах доходило до девяти за один вечер. Образцов был любимцем Сталина и непременным участником кремлевских концертов. Рассказывают, вмешательство вождя решило судьбу "Необыкновенного концерта", сначала называвшегося "Обыкновенным концертом" и запрещенного в годы борьбы с формализмом. А самые первые сценки Образцов разыгрывал перед друзьями от нечего делать. Помогали куклы и в поисках нужных актерских красок на "большой" сцене. Образцов учился в Музыкальной студии у Немировича-Данченко, некоторое время работал во МХАТе-втором.

Говорят, что для успеха нужно немного - всего-навсего вовремя оказаться в нужном месте. Сергей Владимирович Образцов удивительно точно совпал со своей эпохой. Наверное, он мог творить только в одной стране - в СССР. А в постсоветское время многое в его наследии уже кажется спорным.

Кукла-актер и кукла-знак

"Образцовские куклы могли все, - рассказывает искусствовед, драматург и режиссер Виктор Новацкий, - правда, натурализм порой доходил до абсурда: кукла одевалась, раздевалась, ныряла, плавала. Одной фигуркой управляло (да и сейчас управляет) несколько человек. В конце представления нередко убирали ширму, и зрители видели слаженную, виртуозную работу кукловодов. Такие в прямом смысле открытые финалы неизменно восхищали и публику, и профессионалов. Неудивительно, что кукольники всего мира хотели подражать об

Новости партнеров

    «Эксперт»
    №27 (287) 16 июля 2001
    Торговля с украиной
    Содержание:
    Обзор почты
    Тема недели
    Экономика и финансы
    Общество
    На улице Правды
    Реклама