Споры об Образцове

Елена Губайдуллина
16 июля 2001, 00:00

Столетие великого кукольника стало поводом для переоценки ценностей

Сергею Образцову было всего тридцать, когда он возглавил театр, в скором времени ставший первым академическим театром кукол. Вид искусства, во все эпохи считавшийся "низовым", уравнялся в правах с "высокими" оперой, драмой и балетом. На спектакли театра Образцова попасть было практически невозможно. На гастролях порой приходилось даже вызывать конную милицию. Не существовало для образцовцев и "железного занавеса". Колесить по миру они начали еще при Сталине.

Образцов прожил на редкость успешную жизнь, полностью оправдавшую значение фамилии. Его самый знаменитый спектакль - "Необыкновенный концерт" - вошел в Книгу рекордов Гиннесса как самый посещаемый спектакль планеты. А количество больших кукольных театров, созданных по модели образцовского во многих странах мира, никто не подсчитывал. Образцов возглавлял Международную ассоциацию кукольников УНИМА. Получил все возможные премии и награды. Стал первым театральным деятелем, удостоенным звания Героя. Шестьдесят лет руководил своим театром, совмещая посты художественного руководителя и директора, что в те времена было невероятным. Он ставил спектакли, разрабатывал новые техники кукловождения, снимал фильмы, писал книги и был одним из самых влиятельных людей своего времени.

Главным делом своей жизни Образцов занялся как бы между прочим. Учась во ВХУТЕМАСе, он решил подработать продажей самодельных кукол. Покупателей не нашлось. Незадачливый продавец и не догадывался, что совсем скоро эти же куклы начнут приносить гораздо больший доход. Эстрадные номера - пародийные романсы с куклами (жанр, открытый Образцовым) - пользовались большим спросом. Бывало, число выступлений в разных залах доходило до девяти за один вечер. Образцов был любимцем Сталина и непременным участником кремлевских концертов. Рассказывают, вмешательство вождя решило судьбу "Необыкновенного концерта", сначала называвшегося "Обыкновенным концертом" и запрещенного в годы борьбы с формализмом. А самые первые сценки Образцов разыгрывал перед друзьями от нечего делать. Помогали куклы и в поисках нужных актерских красок на "большой" сцене. Образцов учился в Музыкальной студии у Немировича-Данченко, некоторое время работал во МХАТе-втором.

Говорят, что для успеха нужно немного - всего-навсего вовремя оказаться в нужном месте. Сергей Владимирович Образцов удивительно точно совпал со своей эпохой. Наверное, он мог творить только в одной стране - в СССР. А в постсоветское время многое в его наследии уже кажется спорным.

Кукла-актер и кукла-знак

"Образцовские куклы могли все, - рассказывает искусствовед, драматург и режиссер Виктор Новацкий, - правда, натурализм порой доходил до абсурда: кукла одевалась, раздевалась, ныряла, плавала. Одной фигуркой управляло (да и сейчас управляет) несколько человек. В конце представления нередко убирали ширму, и зрители видели слаженную, виртуозную работу кукловодов. Такие в прямом смысле открытые финалы неизменно восхищали и публику, и профессионалов. Неудивительно, что кукольники всего мира хотели подражать образцовцам. Образцов довел искусство театра кукол до предела, до совершенства. Дальше в открытой им системе ничего сделать было нельзя. Может быть, поняв, что дальше идти некуда, он много лет ничего не делал. В кукольном театре есть свои рамки. Кукольники новой волны, возникшей в конце семидесятых, стали резко отрицать эстетику Образцова. Кукла перестала быть полновластной хозяйкой. Стала знаком, манекеном, вступила в диалог с актером, выступающим вживую. Образцов породил не только подражателей, но и протестующих против его системы. И в этом - тоже один из феноменов этой уникальной личности".

Самые заметные современные кукольники работают вопреки традициям Образцова. Режиссеры не очеловечивают куклу, а подчеркивают ее условность. С контрастами "живое-неживое" играют и Игорь Игнатьев из питерской "Сказки", и киевлянин Михаил Яремчук, и оренбуржец Александр Ярилов, и Олег Жюгжда и Алексей Лелявский из Белоруссии. А в театре "Тень", самом маленьком и самом популярном театре Москвы, награжденном множеством "Золотых масок", крайне условные, порой даже наспех сделанные простейшие штоковые марионетки основали целое государство. Уже несколько лет Майя Краснопольская и Илья Эпельбаум играют в Лиликанию - страну с единственным зданием (конечно же, театром). Рукотворная модель мира привлекает больших художников, далеких от обыкновенного театра кукол. Недавно в Большом Лиликанском Театре Драмы, Оперы и Балета состоялась премьера "Мизантропа" Мольера в постановке Анатолия Васильева. Ждут своей очереди Петр Фоменко и Сергей Юрский, Евгений Гришковец и Тонино Гуэрра.

А профессиональная деятельность Ильи Эпельбаума начиналась именно в театре Образцова. Он проходил стажировку у художника ГАЦТКа Феликса Файнштейна. "Конечно, посмотрел многие кукольные спектакли, но мне они резко не понравились, - рассказывает Илья Эпельбаум. - Я по образованию художник (кстати, как и Образцов, закончил Строгановку - бывший ВХУТЕМАС) и считаю, что в искусстве главное - искусство. И театр для меня прежде всего искусство, а не 'драма', 'балет', 'куклы'. Тем более не 'педагогика', 'развлечение' или 'обучение'. А кукольный театр a la Образцов большее внимание обращал на педагогику, на то, что можно делать, чего нельзя. И даже взрослые спектакли Образцова пародийно-назидательны. Когда мы с Майей начали свой театр, мы захотели противопоставить его тому, что было принято считать кукольным театром, в частности тому, что делал Образцов. Для нас важен не театр кукол как таковой, а его сближение с искусством живописи, музыки, драматического театра. Если театр основан на игре фактур, света, времени, пространства, там не может быть куклы Тяпы или куклы-человечка. Сейчас возникают другие термины - 'визуальный театр', 'театр света и цвета'. А у Образцова на первом месте слово 'кукольный', а не 'театр'. Вообще кукольный спектакль в чистом виде высокохудожественным получается редко. Боюсь даже, что кукольный театр и искусство несовместимы, и Образцов прав, выделяя из этого словосочетания слово 'кукольный', - однако это тема для сложного разговора.

Раньше по телевизору часто показывали отрывки из 'Необыкновенного концерта', 'Божественной комедии' и кукольные номера Марты Цифринович. Для меня все это относится к эстраде. Ближе к тому, что сегодня делает Евгений Петросян. Но если рассматривать Образцова не с точки зрения искусства, а как создателя особой воспитательно-развлекательной индустрии, то он действительно человек великий. Личность, безусловно, крупная. Его 'Необыкновенный концерт' - самый известный кукольный спектакль двадцатого века, он объездил весь мир. И до сих пор для каждого крупного кукольного фестиваля Европы пригласить к себе театр Образцова считается верхом престижа. Уже не важно качество, важна марка. Конечно, срабатывают реклама и инерция мышления. Но театр Образцова сегодня - марка не для кукольников, а для широкой публики. Должно пройти время, и, возможно, то, что было актуально тридцать-сорок лет назад, возродится на каком-то новом уровне".

Театр-музей

Тем не менее "Необыкновенный концерт" по-прежнему остается "ходовой валютой" ГАЦТК имени С. В. Образцова. Труппа театра недавно вернулась из гастрольной поездки по Испании и Португалии. По словам режиссера Екатерины Образцовой (внучки Сергея Владимировича), публика просто выла от восторга. "В нашу программу входили дедушкины номера, записанные на видео. К нам подходили профессионалы и говорили, что выше этого класса кукольного исполнения до сих пор нет", - говорит Екатерина Образцова. И тут же сетует: "Конечно, театр должен очень точно охранять такие спектакли, как 'Необыкновенный концерт', ничего в них не изменяя. Как только начинается осовременивание, получается сплошной ужас и кошмар. Нельзя менять пластику кукол. Как сделано, так и должно оставаться. Тогда это смешно. Тогда это точно и лихо. Конечно, театр должен искать свой путь, пробовать что-то новое. Пока театр до сих пор еще живет вместе со своим создателем, потому что все лучшее, что в нем идет, сделано Сергеем Владимировичем. И живет он его славой. А самая острая проблема у нас такая же, как у всех - финансовая".

Самому Образцову подобные проблемы удавалось решать довольно успешно. Организационный талант маститого кукольника восхищал многих. Критик Борис Поюровский, десять лет проработавший в театре Образцова завлитом, называет мастера великим дегустатором, умевшим отбирать все лучшее. Образцов, как никто, умел организовать творческий процесс, собрать вокруг себя талантливых людей.

Сегодня на фасаде театра со знаменитыми сказочными часами красуются две круглые цифры. Образцову - 100, ГАЦТКу - 70. Широкие празднования состоятся в сентябре. Театр устраивает международный кукольный фестиваль, готовит премьеру по мемуарам Образцова "По ступенькам памяти". Спектакль перелистает основные страницы жизни и творчества мастера. А о его наследии будут спорить еще долго.