Как мы и предполагали (см. "Эксперт" N20), новые владельцы блокирующего пакета акций "Аэрофлота", тесно связанные с "Сибнефтью" и "Русским алюминием" офшоры Carroll Trading и Nimegan Trading, потребовали созыва внеочередного собрания акционеров нашего национального авиаперевозчика. Соответствующие документы в офис "Аэрофлота" направили представители Carroll Trading. 9 июля нынешний совет директоров "Аэрофлота" это требование рассмотрел и в соответствии с законом об акционерных обществах постановил провести новое акционерное собрание 6 сентября. В повестке дня будет лишь один вопрос - переизбрание совета директоров. Теперь, согласно уставу авиакомпании, любые ее акционеры, владеющие более чем двумя процентами акций, могут до 23 июля включительно предложить в совет директоров своих кандидатов. От того, скольких представителей в совет директоров делегируют государство, владеющее 51,17% акций, и новые акционеры и за кого они проголосуют, во многом будет зависеть дальнейшая стратегия развития "Аэрофлота".
Русские алюминиевые комплектующие
Напомним, что массовая скупка акций "Аэрофлота" по заказу Carroll Trading и Nimegan Trading началась зимой этого года. К началу мая суммарный пакет аэрофлотовских акций, принадлежащий только этим двум компаниям, достиг 20%, а цена на них взлетела почти на 20%. По мнению большинства фондовых аналитиков, всего компании, дружественные "Сибнефти" и "Русскому алюминию", уже в первой декаде мая владели примерно 30% акций "Аэрофлота". Однако на очередном собрании акционеров "Аэрофлота", состоявшемся 19 мая, они себя никак не проявили. Дело в том, что 20 марта реестр акционеров был уже закрыт, и выдвижение кандидатов в совет директоров завершилось. Так что Carroll Trading и Nimegan Trading просто опоздали со своими выдвиженцами. Понимая это, накануне очередного собрания Carroll Trading прислала в "Аэрофлот" факс с предложением организовать новое, внеочередное, для того чтобы провести в совет директоров своих представителей. Но этот вариант советом был отвергнут, и собрание акционеров сенсаций не принесло. Из девяти мест в совете семь заняли представители государства и два - гендиректор авиакомпании Валерий Окулов и его заместитель Александр Зурабов. Комментируя итоги собрания, Валерий Окулов польстил новым акционерам, назвав их "разумными", и выразил надежду, что "в деятельность компании они без нужды вмешиваться не будут". А такие опасения были и остаются.
По мнению некоторых наблюдателей, владельцы "Сибнефти" и "Русского алюминия" Роман Абрамович и Олег Дерипаска стали покупать акции "Аэрофлота" в основном для того, чтобы, введя в совет директоров своих представителей, влиять на закупочную политику авиакомпании. Эти бизнесмены строят свой суперхолдинг по типу корейского чеболя, куда уже входят предприятия ТЭКа, металлургии, автопрома и даже самолетный завод в Самаре - "Авиакор - авиационное производство". Помимо того, что "Аэрофлот" сам по себе очень привлекательный актив (за прошлый год он получил прибыль по международным стандартам в 15 млн долларов, а за первые шесть месяцев этого года зафиксировал рост пассажиропотока почти на 22%), покупка его акций прекрасно вписывается в инвестиционную логику группы, формируемой господами Дерипаской и Абрамовичем. Наша национальная авиакомпания потенциально могла бы покупать много отечественных самолетов, комплектующие для которых производятся на заводах "Русского алюминия" и подконтрольных ему предприятиях. Однако наши новые самолеты - Ил-96, Ту-204 и Ту-214 Валерий Окулов покупать отказывается, мотивируя это тем, что они не отвечают требованиям авиакомпании (неудобные, слишком шумные и т. д.). А вот 12 ближнемагистральных самолетов и еще четыре дальнемагистральных лайнера западного производства он с удовольствием приобрел бы. Заставить Валерия Окулова приобрести те или иные самолеты может только совет директоров авиакомпании.
Standard & Poor`s снижает рейтинг
Как заявил нам один из заместителей главы "Аэрофлота" на условиях анонимности, сразу после майского собрания акционеров Валерий Окулов начал переговоры с новыми акционерами об их участии в деятельности компании. При этом наш собеседник выразил надежду, что они согласятся быть представленными не в совете директоров, а, скажем, в наблюдательной комиссии компании или же в каких-то других руководящих органах. Однако новых акционеров такая форма представительства не удовлетворила, и они настояли на созыве нового собрания. На Западе посчитали, что в "Аэрофлоте" назревает крупный конфликт, и рейтинговое агентство Standard & Poor`s снизило рейтинг корпоративного управления "Аэрофлота" с 5,3 до 4,6 пункта (по десятибалльной шкале). В официальном сообщении агентства говорится, что наличие офшорных компаний в уставном капитале "Аэрофлота", владеющих блокирующим пакетом, увеличивает риски для других миноритарных акционеров. Кроме того, сама компания по прежнему остается недостаточно прозрачной. Для руководства "Аэрофлота", которое в самом ближайшем будущем планирует разместить глобальные депозитарные расписки в объеме 20% от уставного капитала на биржах в Нью-Йорке и Лондоне, а также выпустить облигации на 600 млн рублей на ММВБ, такое решение рейтингового агентства было явно некстати. И новых акционеров "Аэрофлота" не устраивал конфликт с Окуловым и его командой, поскольку котировки акций компании в этом случае резко снизись бы. Обеим сторонам хотелось найти взаимовыгодный, пусть и временный, компромисс. Но, похоже, самим им договориться все же не удалось, и понадобилось вмешательство первого лица государства.
Неустойчивое равновесие
Четвертого июля президент России Владимир Путин встретился с губернатором Чукотки Романом Абрамовичем. Как сообщил нам источник в высшем руководстве "Аэрофлота", на этой встрече среди прочих затрагивался вопрос о ситуации вокруг авиакомпании, и президент высказался в том духе, что резких шагов предпринимать не стоит.
Результат не заставил себя ждать. Уже через несколько дней после этой встречи Carroll Trading выдвинула в совет директоров авиакомпании трех кандидатов, причем первым из них стал ближайший соратник Окулова Александр Зурабов. Второй выдвиженец - руководитель департамента корпоративного управления "Русского алюминия" Александр Комраков, умеющий эффективно разрешать противоречия между акционерами (это стало своего рода ответом агентству Standart & Poor`s). Третий кандидат в совет директоров от Carroll Trading - гендиректор инвестиционной компании "Проспект" Михаил Винчель. Он довольно успешно представлял интересы миноритарных акционеров в советах директоров "Онако", "Юганскнефтегаза" и "Нижневартовскнефтегаза". По словам г-на Винчеля, в случае избрания его в совет директоров "Аэрофлота" он сможет также эффективно представлять интересы миноритарных акционеров.
Представители от государства пока не выдвинуты. Тем не менее наш источник в "Аэрофлоте" считает, что в совет точно будут избраны министры транспорта и экономики (соответственно Сергей Франк и Герман Греф), помощник президента Евгений Шапошников, замминистра финансов Владимир Чернухин и один из заместителей министра имущественных отношений, Александр Браверман или Сергей Моложавый. Что же касается Валерия Окулова, то он бесспорный фаворит и в совет директоров пройдет наверняка.
Шеф "Аэрофлота" уже заявил, что "изменение структуры собственности (и, следовательно, состава совета директоров. - "Эксперт") никоим образом не повлияет на деятельность руководства авиакомпании". Тем не менее никуда не делось противоречие интересов менеджерских команд, группирующихся вокруг гендиректора и новых акционеров, в вопросе закупки отечественных или импортных самолетов. Окулову нужны новые западные лайнеры, а команда Дерипаски-Абрамовича по-прежнему заинтересована в сбыте отечественных самолетов и комплектующих к ним. Новый раунд борьбы за закупки тех или иных лайнеров состоится осенью, когда новый совет директоров будет окончательно сформирован.