Дуракам - нирвану!

Мария Кувшинова
23 июля 2001, 00:00

Снято киберпанковское кино с элементами русской идеи

Молодые кинематографисты Александр Дулерайн и Сергей Корягин готовы предъявить зрителю свой новый полнометражный фильм "Иван Дурак", жанр которого они определяют как "фантастический киберкомикс".

Иван является дураком потому что, по словам его мамы (в исполнении Нины Руслановой), в нем есть какая-то "внутренняя дурь". Именно эта дурь, унаследованная от папы-инопланетянина, заставляет его на стареньком лендровере примчаться из Москвы в родной город Запредельный, по дороге едва не задавив девушку с сумасшедшими глазами. Девушка теряет память, Иван теряет голову, а в городе между тем самым таинственным образом исчезают мирные жители, а по улицам бегают дерганые сектанты в оранжевых рубашках до пят.

Акционерное предприятие

"Иван Дурак". Режиссеры и продюсеры Александр Дулерайн и Сергей Корягин. Оператор Александр Долгин. Художники Константин Витавский, Анастасия Нефедова. В ролях: Сергей Корягин, Инна Колосова, Борис Юхананов, Глеб Алейников, Нина Русланова. 95 мин., пленка Kodak, звук DOLBY SR. Кинокомпания "Август 2000" при участии культурного центра "Дом"

Практически все, кто принял участие в этом проекте, имеют отношение к Мастерской индивидуальной режиссуры Бориса Юхананова и практически никто не зарабатывает на жизнь кинематографом. "Иван Дурак" - это акционерное предприятие, процент от прибылей которого достанется в виде гонорара актерам. Поэтому затевается серьезная рекламная кампания, предполагающая, по словам Дулерайна, "отстрел целевой аудитории".

Потенциальный зритель фильма - образованная молодежь. Проводились фокус-группы, в которые было приглашено около 140 зрителей от 17 до 26 лет. 86 процентов написали в анкетах, что им понравилось.

Основные ходы будущей рекламной кампании пока не разглашаются, однако уже сейчас известно, что параллельно с фильмом будет выпущен комикс с теми же героями. Предполагается, что будущие зрители успеют запомнить и полюбить персонажей еще до выхода картины. Расчет скорее всего окажется правильным - комиксы у нас в стране читают не от безграмотности, как во всем мире, а от большой образованности. Так что целевая аудитория будет-таки охвачена.

Другая сторона

Несмотря на приятное для уха любого молодого и образованного человека слово "киберкомикс", "Иван Дурак" все-таки не является ни киберпанком, ни комиксом в чистом виде. В картине нет ничего от эстетики настоящего, правильного комикса с его зелено-фиолетовыми злодеями. Яркие цвета распределяются по экрану произвольно и не несут специальной смысловой нагрузки, подчеркивая тем не менее условность происходящего.

"Самое декоративное, самое резкое, что есть в фильме, - это игра актеров, - говорит Дулерайн, - ведь в кино в отличие от театра условные обстоятельства выглядят безусловными. Достоинства Роберта Де Ниро в том, что мы верим - он настоящий босс мафии. У нас в фильме природа существования актеров совсем другая. Она подчеркнуто непсихологична. И именно это влечет за собой декоративность и оранжевый цвет". Киберпанком "Ивана Дурака" тоже можно назвать только с большой натяжкой, хотя в картине существует даже специальный псевдосленг, пародирующий хакерские камлания: "грязное подключение" (через мозг), "чистое подключение" (через позвоночник, как у Кроненберга в "Экзистенции"). Своим специальным языком пользуются и сектанты (привет от "Розы мира" Даниила Андреева). Их бесноватый гуру Викентий постоянно кричит что-то об уицраоре (демоне государственности), жругре (уицраоре России) и навне (душе русского народа).

Цитата из фильма: "Я вчера смотрю на пакет с молоком, а там написано: 'смерти нет'. Такое меня умиление охватило! Потом еще смотрю - а это написано: 'консервантов нет'. Показалось"

Американские киберпанковские картины, вроде "Матрицы" и "Джонни-мнемоника", фильм Дулерайна и Корягина напоминает совсем неуловимо, а вот от ассоциаций с итало-франко-английской "Нирваной" избавиться сложнее. Такая же малобюджетная реальность, такие же неторопливые прогулки главного героя по "другой стороне", где даже в ржавом остове брошенных "Жигулей" может сработать сигнализация. Да и Глеб Алейников в роли сильно пьющего хакера Аркадия - ни дать ни взять русская версия итальянского компьютерного маньяка по имени Джойстик.

Гайдай не для всех

Русская "Нирвана" получилась у Дулерайна случайно. Сам режиссер говорит, что фильма Габриэля Сальватореса не видел. Зато видел "Кавказскую пленницу" и "Рэмбо: первая кровь", цитаты из которых можно обнаружить в его картине. В числе образцов он также называет ФЭКСов, братьев Маркс и, возможно, Брехта с его теорией эпического театра.

- С чем вообще связано желание снимать кино для целевой аудитории? Почему не для всех сразу?

- Так мозги устроены, - отвечает Дулерайн. - Чтобы делать универсальное кино, нужно еще что-то понять про все происходящее. Если снимать фильмы для всех, то надо делать классный аттракцион. Но ведь американцы все равно лучше сделают.