Жертва "Газпрома"

Русский бизнес
Москва, 23.07.2001
«Эксперт» №28 (288)
Газовый монополист формирует еще один холдинг, на этот раз по производству спецсплавов

В конце мая на Ступинском металлургическом комбинате (СМК) случился рецидив передела собственности, во время которого противоборствующие стороны дважды штурмом выбивали друг у друга заводоуправление. Комбинат этот небольшой, да и вооруженные захваты - дело для россиян вполне привычное, так что можно было бы не придавать особого значения этому событию. Однако корреспонденту "Эксперта" показалось странным одно обстоятельство.

Пострадавшая в итоге конфликта сторона - компания НПО "Авиатехнология". Она взяла бразды правления на комбинате во время процедуры банкротства. Дабы застраховать себя от вмешательства владельца контрольного пакета акций, "Авиатехнология" сконцентрировала у себя контрольный пакет кредиторской задолженности и провела стандартную процедуру вывода активов в аффилированную структуру. Несмотря на это, она скоротечно потеряла не только внешнее управление, но и уже выведенные активы. Стало ясно, что для перехвата управления на СМК были привлечены очень хорошие юристы, потрачены большие деньги, а в самом СМК заинтересованы крупные игроки. Но вот кто? Вторую сторону, агрессора, выделить оказалось непросто.

Поглощение трейдером

Ступинский металлургический завод производит прокат из алюминиевых сплавов, полуфабрикаты из алюминиевых и титановых жаропрочных сплавов на никелевой основе, особые порошковые жаропрочные диски для газотурбинных двигателей и другую продукцию - в общем то, что потребляется в первую очередь авиационным и даже космическим комплексами. Есть у СМК и уникальная продукция, например, особые жаропрочные сплавы для турбинных лопаток авиадвигателей. В конструкции двигателей эти самые лопатки - едва ли не самое уязвимое место, потому что должны выдерживать высочайшие температуры и нагрузки. В свое время в Америке эту проблему пытались решить с помощью охлаждающих систем. В СССР было выбрано иное направление - создание сплавов, способных выдерживать столь высокие температуры. Так что без продукции СМК большинство авиационных двигателей не создать.

Среди потребителей продукции СМК - Казанское и Уфимское моторостроительные объединения, "Пермские моторы", "Рыбинские моторы", ММПП "Салют", НПО "Энергия", авиационно-производственные объединения в Комсомольске-на-Амуре, Ташкенте и Иркутске.

Упадок авиационной промышленности привел к коллапсу внутреннего потребления продукции цветной металлургии. К 1997 году СМК оказался на грани банкротства. Две попытки государства преодолеть кризис на комбинате путем продажи контрольного пакета его акций провалились. Стало ясно, что СМК будет тихо поглощен трейдерами, специализирующихся на торговле сплавами цветных металлов. Так оно и оказалось. В 1998 году на СМК было введено внешнее управление. Внешним управляющим стал Сергей Мулин, владелец трейдерской компании НПО "Авиатехнология".

"Авиатехнология" проделала на СМК все то, что обычно в таких случаях и проделывается грамотным управляющим. Консолидировала с течением времени кредиторскую задолженность на свои аффилированные фирмы, а активы СМК выв

Новости партнеров

«Эксперт»
№28 (288) 23 июля 2001
Саммит в генуе
Содержание:
"Система переживает коллапс"

О контурах сегодняшней мирохозяйственной системы и перспективах ее развития рассказывает директор центра Фернана Броделя по изучению экономики, исторической системы и цивилизаций в Университете Бингемтона (США) Иммануил Валлерстайн.

Обзор почты
Наука и технологии
Реклама