Театр у диктофона

Культура
Москва, 23.07.2001
«Эксперт» №28 (288)
Новое поколение зрителей хочет смотреть молодежные проблемные пьесы. Такие пьесы есть

В Москве, на малозаметной сцене Театра юного актера, прошел Фестиваль молодой драматургии-2001. В отличие от отгремевшей недавно Всемирной олимпиады, рекордной по государственным затратам на театр, фестиваль молодых побил все рекорды по малобюджетности - Министерство культуры выделило на его проведение всего 50 тыс. рублей, которых не хватило даже на то, чтобы провести театральные мероприятия в усадьбе Станиславского Любимовка - традиционном для фестиваля месте. И все-таки фестиваль привлек впечатляющее количество участников: на конкурс было прислано более двухсот пьес, из них отобрано около тридцати. Авторы приехали из семнадцати городов России, из Ташкента и из Киева.

Фестиваль молодой драматургии и зародившееся в его контексте движение "Новая пьеса" - примечательные явления последних лет, знаки новой российской театральной культуры и декларация актуальной современной эстетики.

Москва - открытый город

В марте 1999 года ассоциация "Золотая маска" и Британский совет решили провести в Москве семинар по вопросам современной драматургии. Под семинаром подразумевались читка британских пьес, их обсуждение, обмен опытом с российскими коллегами. Российская сторона была несколько обескуражена задачей, которую она сама перед собой поставила. Тогда казалось, что не только вопросов современной драматургии, но и самой современной драматургии в России нет. И все же участников удалось собрать. Ведь с 1990 года существовал фестиваль "Любимовка". К его активистам присоединились все структуры, так или иначе занимающиеся современной театральной молодежью - театр "Школа современной пьесы", лаборатория Российского академического молодежного театра, Центр Казанцева и Рощина.

На первый семинар в 1999 году из лондонского театра "Ройял Корт" приехал литературный менеджер Грэм Уайброу, который говорил о принципах работы своего театра: "Поддерживать автора с колыбели до могилы". Российским драматургам эта идея понравилась. Уже первый семинар показал, что современная драматургия вызывает интерес, что талантливая молодежь хочет и может работать.

Второй семинар проводился летом того же года. В Москву приехала Элиз Доджсон - руководитель международного департамента лондонского театра "Ройял Корт". На семинаре участники-драматурги писали этюды о жизни большого города. Так родилась мегапьеса "Москва - открытый город". Меньше чем за полгода сложился спектакль, вошедший в репертуар Центра драматургии и режиссуры М. Рощина и А. Казанцева. В конце года спектакль ненадолго изменил свой формат - он был показан в клубе "Граммофон". Актерам пришлось нелегко: надо было делать все, чтобы оторвать зрителей от стойки бара или вытащить с танцпола. Клубная публика, ошарашенная непривычной в подвальных стенах атмосферой театрального действа, толпилась вокруг актеров, аплодировала им, заполняла анкеты. По результатам анкетирования, подтвердившего, кстати, что зритель "больших залов" стареет, стало ясно, что молодежи просто незачем ходить в театр: они хотят смотреть трагедию и "молодежную пробл

Новости партнеров

«Эксперт»
№28 (288) 23 июля 2001
Саммит в генуе
Содержание:
"Система переживает коллапс"

О контурах сегодняшней мирохозяйственной системы и перспективах ее развития рассказывает директор центра Фернана Броделя по изучению экономики, исторической системы и цивилизаций в Университете Бингемтона (США) Иммануил Валлерстайн.

Обзор почты
Наука и технологии
Реклама