Обеспечение северного завоза

Александр Шадрин
13 августа 2001, 00:00

Как это делают крупные корпорации

Давно стало привычным, что от словосочетания "северный завоз" веет чем-то безнадежным, а его ход зачастую напоминает сводки боевых действий. Осуществление северного завоза в полном объеме и в дозволенные природой сроки - скорее исключение, чем правило. Именно такие выдающиеся события случились в нынешнем году в Таймырском автономном округе, на Чукотке и в Эвенкии - регионах, где губернаторские посты недавно заняли "олигархи" или (как в Эвенкии) их ближайшие сподвижники. Речь идет соответственно об Александре Хлопонине, Романе Абрамовиче и Борисе Золотареве.

Стремление недавних крупных предпринимателей обеспечить политическую стабильность работы возглавляемых ими ранее компаний в возглавляемых ныне регионах понятно. Однако стабильность политическая, к которой так стремятся экс-олигархи, невозможна без стабильности социальной. А раз так, то о населении своих северных регионов новые губернаторы просто вынуждены заботиться. Право, не нужно им, чтобы голодающее и замерзающее местное население брало штурмом благоустроенные вахтовые поселки нефтяников или грабило квартиры весьма состоятельных по российским понятиям металлургов с "северов". Значит, присваивать деньги, выделенные на северный завоз, оказывается себе дороже. Тем более что новые губернаторы, как известно, люди не самые бедные.

Криминальный незавоз

Сумма, определенная федеральным бюджетом на северный завоз, сопоставима по величине с объемом средств, выделяемых на работу МЧС. Субсидии на государственную финансовую поддержку закупки и доставки нефти, нефтепродуктов, топлива и продовольственных товаров в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности составляют в 2001 году 6,65 млрд рублей. Но в отличие от 6 млрд с хвостиком, что отпускаются МЧС на ликвидацию бедствий, средства северного завоза всегда являлись предметом пристального и алчного внимания самых разных структур. И тех, у кого есть нефтепродукты, лекарства, продовольствие, и тех, кто занимается транспортировкой, и тех, наконец, кто, собственно, должен организовать перевозку.

Возьмем, к примеру, Эвенкию. В 2000 году взаимоотношения властей этого автономного округа с поставщиками стали предметом проверки Счетной палаты, в официальном бюллетене которой N2 (26) за 2000 год монотонно изложено немало криминальных и полукриминальных фактов, связанных с северным завозом. Вещи достаточно тривиальные: вот, к примеру, уважаемая компания еще в 1996 году не справилась с завозом нефтепродуктов, а деньги округу так и не вернула. После этого, как водится, была задействована сложная схема взаимозачетов, переуступок долгов, что в 1999 году закончилось поручением МВД следственному управлению УВД Красноярского края расследовать возбужденное Генеральной прокуратурой уголовное дело о хищении в Эвенкийском автономном округе бюджетных средств в сумме 41,8 млрд неденоминированных рублей.

Но это, повторим, вещи тривиальные, как и другая проблема, обозначенная в том же отчете Счетной палаты: даже те невеликие суммы, что выделяются северным регионам на завоз топлива и продуктов, порой сильно усыхают при "перелете" на север. В частности, в 1998 году, как отмечает Счетная палата, в тот же Эвенкийский автономный округ не поступили 24,2 млн рублей, а в 1999-м дополнительно выделенные правительством из фонда целевых субвенций 60 млн рублей до Эвенкии так и не дошли.

Баржа, однако...

Но сегодня в столице Эвенкийского автономного округа - Туре - никто не задает ставший уже традиционным вопрос, хватит или не хватит солярки, угля, нефти и продуктов на зиму. Потому что за время северного завоза в округ, по словам заместителя губернатора Ивана Бахтина, доставлено свыше 170 тыс. тонн грузов. Это означает, что завоз осуществлен в полном объеме и в требуемые сроки.

По словам председателя комитета природных ресурсов Эвенкии Валентина Изарова, это первый серьезный результат работы нового губернатора ЭАО Бориса Золотарева (отметившего недавно сто дней пребывания на этой должности) и нефтяной компании ЮКОС, в которой Золотарев до своего избрания занимал ответственный пост.

Интересы ЮКОСа в Эвенкии известны - после приобретения контроля над Восточно-Сибирской нефтегазовой компанией (ВСНК) ЮКОС активно готовится к разработке Юрубчено-Тахомской зоны, с которой связаны масштабные планы компании. Поэтому в текущем году ЮКОС не только на льготных условиях прокредитовал под завоз местную администрацию, но и сам этот завоз организовал.

По словам Анатолия Назарова, вице-президента ЮКОСа по материально-техническому обеспечению, 20 апреля в компании были созданы три экспертные группы, которым предстояло определить масштаб работ, перечень материалов и ресурсов для подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства Эвенкии к зиме. По поселку Ванавара это были специалисты "Томскнефти", по Байкиту - "Самаранефтегаза", по Туре - "Юганскнефтегаза" (все три компании - добывающие подразделения ЮКОСа). Техническое состояние объектов поселков повергло нефтяников, по их собственному признанию, в самый настоящий шок. "Впечатление было одно - разруха", - говорит Анатолий Назаров. Тем не менее уже 30 апреля была определена предварительная потребность в материально-технических ресурсах, а параллельно загружались первые баржи. 3 мая на Ванавару уже был сформирован караван с ГСМ.

75 тыс. тонн грузов на расстояние свыше тысячи километров до Ванавары решили доставлять по труднопроходимым рекам. "Мне тогда говорили, - вспоминает Анатолий Назаров, - что, если из двадцати семи барж хоть две дойдут, в ноги упадем. Дошли все двадцать семь". В итоге уже к 10 июня 90% грузов были доставлены в Эвенкию. Сегодня округ полностью обеспечен на зиму дизельным топливом, бензином и углем, нефти завезено 16 тыс. тонн (при запланированных 12 тыс.), угля - 15 тыс. тонн. Кроме того, завезено 13 тыс. тонн продуктов питания и товаров народного потребления и 1500 кубометров леса для строительных и ремонтных работ.

"У людей исчез страх, что предстоящей зимой не будет тепла, не будет электричества", - говорит губернатор Эвенкии Борис Золотарев. Руководители округа утверждают, что ситуация, когда топливо в поселки автономного округа завозили при помощи авиации МЧС, больше не повторится.

Понятно, что большой бизнес ничего не делает просто так, даже если берется, к примеру, за организацию того же северного завоза. Им руководят сугубо прагматические причины. Но населению северных регионов, для которого каждая новая зима становится временем выживания, на это откровенно наплевать.