Глазами князя

Культура
Москва, 13.08.2001
«Эксперт» №29 (289)

В ГМИИ им. Пушкина проходит выставка "Ученая прихоть князя Юсупова", представляющая собранную из различных фондов уникальную коллекцию знаменитого екатерининского вельможи, любителя искусств, общепризнанного остроумца и гедониста, к тому же первого российского "арт-дилера". Свою коллекцию Николай Юсупов собирал более полувека, параллельно служа дипломатом, министром, директором Эрмитажа и Оружейной палаты.

Эта выставка, похоже, первый и беспрецедентный случай, когда коллекция собралась целиком. Дело в том, что для Юсупова, как и для многих других любителей искусств и служителей муз, скульптура, живопись, книги и фарфор не были спрятаны за витринами. Искусство этаким гламурным облаком охватывало жизнь своего патрона, равномерно распределяясь по его многочисленным домам в двух столицах, а также имениям и усадьбам.

Всего на выставке около пятисот экспонатов - живопись, скульптура, фарфор, рисунки и библиографические редкости. Здесь - пейзажи Гюбера Робера, Верне и Жана Батиста Греза (последнего Юсупов знал лично). Рядом висят два полотна знаменитого итальянца Джованни Батисты Тьеполо "Пир Клеопатры" и "Встреча Антония и Клеопатры", вывезенные из усадьбы Архангельское всего во второй раз!

Как утверждают историки, Юсупов предпочитал французскую школу живописи остальным - об этом знали все, от французского короля Людовика XVIII, подарившего дипломату три гобелена, до Наполеона, который пожаловал русскому собирателю две вазы севрского фарфора. Лучшее доказательство "французской страсти" собирателя - мифологические композиции живописцев Пьера Герена и Луи Давида.

"Реконструкция" личности Юсупова с помощью его коллекции была бы совершенно не интересна, не будь он директором Эрмитажа и, соответственно, главным покупателем картин для России Екатерининского и Павловского времен. То есть россияне, сами того не подозревая, последние сто пятьдесят лет смотрели на западное искусство глазами Николая Юсупова.

Новости партнеров

«Эксперт»
№29 (289) 13 августа 2001
Август
Содержание:
Международный бизнес
Наука и технологии
Реклама