Заготавливаться надо!

Спецвыпуск
Москва, 13.08.2001
«Эксперт» №29 (289)
Причина энергетического кризиса - недостаточная заготовка топлива энергетиками, считает генеральный директор Угольной энергетической компании (в состав которой входят "Востсибуголь" и Читинская угольная компания) Олег Мисевра

- Угольщиков обвиняют в саботировании поставок угля в проблемные регионы. Есть ли в действительности вина угольщиков?

- Конечно же, можно утверждать, что угольщики частично повинны в кризисах, равно как и энергетики. Но то, что угольщики саботируют поставки угля в проблемные регионы, - это неправда. Мы всегда прилагали максимум усилий для того, чтобы преодолеть любой энергетический кризис.

Смотрите, сегодня угля в стране достаточно. Поэтому проблема не в том, что угля не хватает, проблема в платежах за поставляемый уголь. Угольные компании не раз доходили "до ручки", когда не было денег даже на то, чтобы купить солярку, канаты, взрывчатку. По полгода не могли выплачивать зарплату шахтерам. Но это не был саботаж, это проблемы с оборотными средствами, вызванные тотальными неплатежами.

Теперь давайте рассмотрим сам кризис, например в Приморье. Главные поставщики угля в этот регион ("Востсибуголь" и "Читауголь") зимой, не приостанавливая базовых договорных поставок, увеличили на своих разрезах объем добычи почти на 30 процентов, несмотря на то что стоял мороз около 50 градусов. Все, что было нужно отгрузить в проблемные регионы, было отгружено точно в срок. Понимаете, когда проблема уже есть, когда на дворе кризис, всегда находятся деньги, достаточные для закупок любого количества топлива. Деньги эти платятся в полном объеме и очень быстро - и за уголь, и за его перевозку.

Закономерный вопрос: уголь есть, деньги рано или поздно находятся, тогда почему же кризис продолжается месяцами? Ответ на него, с точки зрения угольщиков, прост. Кризиса не было бы, если бы топливо заготавливалось заранее, планомерно, в течение года. Дело в том, что во время кризиса мы получаем эффект недостаточной эластичности поставщиков к резко возросшему спросу. Железная дорога и угольщики не резиновые - они не могут справиться с добычей и погрузкой, свалившейся на них одномоментно. Существуют технологические ограничения: у угольщиков - по добыче, у железнодорожников - по пропускной способности и наличию порожняка.

Поэтому последствия кризиса обычно катастрофические. Затраты на восстановление ситуации на порядки превышают те затраты, которые были бы понесены по процентам за кредиты на закупку топлива летом.

Почему же эта проблема не решается заранее? Потому что кто-то должен профинансировать закупку топлива летом. То есть вся проблема - в кредитовании электроэнергетики.

- То есть дело в энергетиках?

- И да и нет. Я понимаю и энергетиков. У них тоже существуют трудности с получением денег в летнее время (уменьшается объем потребления тепла и света). Но им необходимо создавать запас, это подразумевает кредитный ресурс, который должен браться на летний период. Если этого не сделать, то зимой мы будем возить трубы и солярку в бочках на Дальний Восток самолетами, как это было, например, в прошлом году. Поэтому логично, если будет государственный контроль за созданием топливных запасов.

- В чем именно это должно выражаться?

- Государство должно принимать непосредственное участие в п

Новости партнеров

«Эксперт»
№29 (289) 13 августа 2001
Август
Содержание:
Международный бизнес
Наука и технологии
Реклама