Зри в корень

Спецвыпуск
Москва, 13.08.2001
«Эксперт» №29 (289)
Интервью с Андреем Задернюком, советником министра экономического развития и торговли, председателем Федеральной энергетической комиссии (1997-2001 гг.)

По чьей милости мерзнем

- Почему замерзают регионы, причем именно в последнее время?

- Энергетические кризисы с завидным постоянством происходят вот уже четыре года. Эта болезнь протекает всегда достаточно тяжело, и бороться с ней непросто. Дело в том, что в каждом конкретном случае не одна причина, а целый букет. Некоторые из них устранить без проявления политической воли вообще никогда не удастся.

- Наверняка ведь есть основная, определяющая причина...

- Энергетический кризис, который приводит к социальному негодованию, это отключения не электроэнергии, а тепла. А что такое поставка тепла? Это сугубо региональная проблема, проблема местной власти.

- А как же федеральные трансферты в регионы?

- Дело не в них, вернее, не только в них. Доля ответственности регионов за поставки тепла - процентов восемьдесят. Даже в дотационных регионах, куда дошли федеральные трансферты, это все равно местная проблема.

- То есть может получиться так, что деньги центр перечислил, а тепла все равно нет?

- Примерно так. Доставка тепла зимой все равно будет зависеть от региональных властей. Ведь нужно менять калориферы, котлы, трубы, теплотрассы, теплоизоляцию. Если этого не сделать, можно с уверенностью прогнозировать кризис.

К сожалению, часто на уровне муниципалитетов приходят к власти не хозяйственники, а политики. Товарищ выкинул пару-тройку лозунгов, указал, кого надо бить, а кого - кормить, и все. Его выбрали, а за ним ничего не стоит. У него нет опыта, нет профессионалов, нет ни планирования, ни понимания технологий, ничего.

- А при чем тут обеспечение теплом? Мэру или губернатору энергосистемы и станции напрямую ведь не принадлежат?

- Во-первых, есть бюджетные потребители электроэнергии, финансировать которых должны местные власти. Во-вторых, не во всех регионах энергомощности в руках акционерных энергокомпаний. Где-то есть муниципальные котельные, где-то и их нет, поэтому власти должны обеспечить доставку топлива прямо потребителям. К тому же сейчас муниципалитеты по сути отделены от государства, на них никто не может крикнуть, они самостийные, почти как Церковь. Вот мэр не завез топливо или не собрал денег для его закупки, или не отремонтировал трубы, или не заменил в котельной отдельно взятый котел. В квартирах становится холодно - вот он, энергетический кризис. Именно так развивалась ситуация в Приморье.

- А как насчет ответственности?

- В Приморье было возбуждено несколько уголовных дел, но сейчас все затихло. Надо понимать, что это не решит проблемы, надо искать экономические рычаги.

- Может, отдать функции закупки топлива для нужд регионов специальному федеральному органу?

- Я слышал и покруче того разговоры - о формировании на случай энергокризиса специального резервного фонда. Но, сидя внутри Садового кольца, нельзя закупать дрова для всей страны - разворуют.

Не в бюджете дело

- Какова все же "технология" регионального энергетического кризиса?

- Для начала вспомним, что есть энергодефицитные регионы, которые не могут покрыть спрос на энергию своими с

Новости партнеров

«Эксперт»
№29 (289) 13 августа 2001
Август
Содержание:
Международный бизнес
Наука и технологии
Реклама