Ремонтная мастерская

Алексей Хазбиев
заместитель главного редактора журнала «Эксперт»
20 августа 2001, 00:00

Завершившийся на прошлой неделе в Жуковском МАКС'2001 показал России ее место в мировом авиапроме

Более четырех сотен наших компаний, выставивших сотню различных летательных аппаратов на нынешнем МАКСе, так и не смогли заключить ни одного хоть сколько-нибудь значимого контракта на продажу военной или гражданской авиатехники. Это, впрочем, неудивительно. Российские предприятия - хозяева выставки за редким исключением представляли на МАКСе в основном модернизированную допотопную рухлядь. По сути это означает, что Россия из великой аэрокосмической державы, первой в мире запустившей в космос спутник и человека, первой создавшей сверхзвуковой пассажирский самолет и крупнейший в мире транспортный самолет, сейчас стремительно превращается в ремонтную мастерскую. Вместо того, чтобы наладить серийное производство новой техники, российский авиапром занимается косметическим усовершенствованием и ремонтом устаревших моделей, выпущенных еще в 70-80-е годы. Более того, такая стратегия становится частью общей государственной политики в области авиационной промышленности.

Открывая МАКС, президент России Владимир Путин заявил, что наша страна "готова к честной конкурентной борьбе на мировом аэрокосмическом рынке". В чем заключается эта готовность, глава государства не сообщил. Тем не менее с уверенностью можно сказать, что в сфере боевых самолетов мы можем конкурировать с ведущими компаниями только на рынках третьих стран, прежде всего азиатских и африканских, которые готовы тратить весьма скромные средства на нашу технику. Действительно, АВПК "Сухой" пока довольно успешно продает свои истребители Су-30МКК в Китай и Су-30МКИ в Индию, а РСК "МиГ" после длительной паузы в несколько лет удалось договориться незадолго до МАКСа о продаже десяти МиГ-29СМТ в Бирму. Все это - самолеты четвертого поколения. Такие же машины, если не хуже, стоят на вооружении наших ВВС. Они и были представлены на МАКСе. По словам вице-премьера России Ильи Клебанова, "эти машины производят очень большое впечатление и представляют собой завершающий этап глубокой модернизации техники конца 70-х - начала 80-х годов". Вице-премьер считает, что они могут стоять у нас на вооружении еще лет 15-20.

Владимиру Путину, осмотревшему экспозицию "Сухого" и "МиГа", эта техника понравилась. Он, как и четыре года назад Борис Ельцин, забрался в кабину МиГ-29СМТ, чтобы "почувствовать себя на месте пилота". А вот другие, небоевые, самолеты "Сухого" и "МиГа" президент проигнорировал. Что и понятно. Например, одно из последних достижений РСК "МиГ", учебно-тренировочный МиГ-АТ, созданный совместно с французами, как заявил главком ВВС Анатолий Корнуков, никогда не будет принят на вооружение нашей армии, поскольку оснащен "позавчерашними французскими двигателями 70-х годов тягой всего в 1440 килограммов". Не вызвал интереса у президента и многофункциональный самолет Су-80, сделанный в расчете на работников сельского хозяйства.

А вот среднемагистральный пассажирский лайнер Ту-204-120 Владимир Путин вниманием почтил. В самолете он занял сиденье в экономическом классе и почувствовал себя уже на месте пассажира. Энергично застегивая и расстегивая ремень безопасности, российский президент расспрашивал авиастроителей о перспективах его поставок на внутренний и внешние рынки.

Перспективы на первый взгляд казались блестящими. В России этот самолет собираются покупать или уже покупают "Красноярские авиалинии", "Башкирские авиалинии", а "Кавминводыавиа" даже уточнила, сколько она их приобретет: один до конца этого года, а в следующие два года еще три. Откуда все эти авиакомпании возьмут средства на Ту-204, никто из них не рассказал. На экспорт Ту-204 предполагается продавать египетскому миллионеру Ибрагиму Камалю, возглавляющему холдинг Sirocco. Г-н Камаль заявил, что он возьмет до конца этого года два Ту-204, четыре в следующем году и по двенадцать в 2003-м и 2004 году, под заказ которых он дал твердые гарантии. Впрочем, исполнительный директор ЗАО "Авиастар-СП" (производитель Ту-204) Валерий Мальцев сообщил журналистам, что заключенный с г-ном Камалем ранее контракт на поставку тридцати Ту-204 не только не выгоден, а убыточен для предприятия, и он намерен условия договора пересмотреть. По словам Мальцева, сейчас прямой убыток по контракту исчисляется 30 копейками на каждый вложенный заводом рубль. Таким образом, перспективы массовых продаж выставленного на МАКСе Ту-204 как на внутреннем, так и на внешнем рынках остаются весьма туманными.

Впрочем, глава Росавиакосмоса Юрий Коптев считает, что результаты МАКСа неверно оценивать по количеству заключенных контрактов. По словам г-на Коптева, "важно общение и промежуточные переговоры". Что ж, разговоров на МАКСе действительно было много.

Владимир Путин, например, на стенде Boeing пару минут поговорил с вице-президентом американской корпорации по программам сотрудничества и развития бизнеса в СНГ Сергеем Кравченко, который рассказал ему об открытии совместно с АК "Ильюшин" нового центра обучения специалистов в Москве, который будет готовить пятьдесят инженеров в месяц, а также о совместном проекте корпораций Boeing и "Сухой" по производству нового регионального самолета (журналисты будущий лайнер окрестили "Бухой-747"). На этот еще не созданный даже на бумаге самолет уже объявился покупатель. На недавней церемонии подписания соглашения Boeing с "Сухим" первый замгендиректора "Аэрофлота" Александр Зурабов выразил готовность немедленно приобрести тридцать таких самолетов. Г-на Зурабова можно понять. Этим заявлением он попытался избежать дальнейших упреков в непатриотизме в адрес руководства "Аэрофлота", которое в своей закупочной политике ориентируется на западную технику. Кстати, у "Аэрофлота" уже есть подобное соглашение с туполевцами и на закупку тридцати самолетов Ту-334. Правда, оно не реализуется, поскольку самих самолетов нет.

А на экспозиции EADS (владеет 80% акций Airbus) Владимир Путин уделил целых четырнадцать с половиной минут президенту EADS Филиппу Камю, с которым поговорил о совместном сотрудничестве, выразив надежду, что "оно будет наполнено реальным содержанием, а участие России в нем будет соразмерно ее потенциалу".

Покидая МАКС, президент России пожелал всем удачи и заявил, что "экономические трудности последнего времени не могли не сказаться на развитии авиационно-космической отрасли, но россиянам есть чем гордиться". Корреспонденты "Эксперта" предмет такой гордости смогли обнаружить только в прошлую среду, на второй день работы салона. Зеваки как обычно восторженно разглядывали самолеты, стоящие на открытой площадке, и, скучая, проходили мимо двигателей. Между тем среди невзрачных, с точки зрения досужих наблюдателей, силовых установок, явно проигрывающих в зрелищности крылатым машинам, можно было найти действительно мировую сенсацию.

Продолговатым объектом со скромной надписью АЛ-41Ф, издали казавшимся нагромождением случайных металлических деталей, интересовались только иностранцы, постоянно щелкающие своими фотоаппаратами. Еще в преддверии авиасалона коммерческий директор НПО "Сатурн" Василий Данилов в интервью "Эксперту" пообещал, что АЛ-41Ф станет гвоздем российской экспозиции. Но в первый день работы авиавыставки АЛ-41Ф там не оказалось. Как потом выяснилось, произошел казус: показывать этот двигатель на МАКСе запретило ФСБ, и только после личного вмешательства Владимира Путина агрегат привезли в разобранном виде и смонтировали за ночь, но поставили почему-то в павильоне АВПК "Сухой". Чекистам было что скрывать. АЛ-41Ф легче своего предшественника - двигателя четвертого поколения АЛ-31 - примерно на 15%, на столько же мощнее и экономичнее. Ни американцы, ни европейцы "к честной конкурентной борьбе" с нашей разработкой пока не готовы.