По количеству конференций на тему инвестиций Россия продолжает удерживать одно из первых мест в мире, однако положительных сдвигов в сторону увеличения объемов внешних инвестиций не наблюдается. Все серьезные федеральные и региональные программы включают, как правило, пункты о "повышении инвестиционной привлекательности", "улучшении инвестиционного климата" и т. п. Однако на деле все обычно ограничивается корректировками законодательства, выделением льгот, отбором инвестиционных проектов и разбором локальных конфликтов между инвесторами и предприятиями. Перетасовывается стандартный набор мер, но они не объединены в единую систему с четкими и согласованными целями.
Представляется, что суть проблемы кроется в разных трактовках огромного количества "инвестиционных" терминов, из чего проистекает глубокое непонимание реальных составляющих инвестиционной привлекательности. Очевидно, что инвестиционная привлекательность - понятие достаточно субъективное. Поэтому необходимо понять, какие факторы делают страну или регион привлекательными для инвесторов.
Базовые условия ведения инвестиционной деятельности в регионе - социально-политические факторы, законодательно-нормативные, организационно-экономические, состояние судебной системы - интересуют всех инвесторов независимо от их инвестиционных приоритетов. Однако существуют дифференцирующие составляющие инвестиционной привлекательности, важность которых неодинакова для различных категорий инвесторов. Кредиторов и владельцев облигаций интересует платежеспособность региона, прямых финансовых инвесторов - потенциал роста стоимости бизнеса предприятий - объектов инвестиций, стратегических инвесторов - специальные факторы и ресурсы, усиливающие их стратегическую позицию (рынки сбыта, звенья производственных процессов и проч.).
Следовательно, при разработке инвестиционной политики государства (региона) наряду с программой улучшения базовых факторов необходимо разработать и реализовать индивидуальные программы по отношению к стратегическим, прямым финансовым и портфельным инвесторам.
Программа для стратегических инвесторов должна уделять внимание факторам, стимулирующим инвесторов размещать основные производственные мощности, научно-исследовательские и опытно-конструкторские лаборатории, головные офисы, а также службы маркетинга и сбыта. К сожалению, сегодня в подавляющем большинстве случаев российские предприятия становятся лишь второстепенными звеньями цепочек создания стоимости, центр которых вынесен за пределы нашей страны.
Программа для прямых финансовых инвесторов должна быть направлена на содействие развитию факторов, демонстрирующих инвестиционный потенциал объектов рискового финансирования. К ним относятся: наличие у предприятий стратегии и бизнес-модели, способной обеспечить высокий потенциал роста, квалификация менеджмента, уровень культуры корпоративных взаимоотношений, механизмы, обеспечивающие ликвидный выход финансового инвестора посредством продажи акций на фондовом рынке или стратегическому инвестору через три-семь лет.
Программа для портфельных инвесторов должна включать меры повышения платежеспособности региона и стимулирования процессов развития компаний, способных разместить свои акции на открытом рынке.
Большинство чиновников в Москве и регионах, а также руководителей предприятий уверено, что Россия кровно заинтересована исключительно в стратегических инвесторах. Легко доказать, что данное утверждение как минимум неочевидно. Дело в том, что оптимальный тип инвестора для предприятия определяется в зависимости от стадии его развития. При определении стадии развития бизнеса инвесторы используют следующие критерии: стратегическая позиция на рынке (доля на рынке), уровень производительности (выработка на одного работающего), эффективность и квалификация менеджмента, эффективность ключевых бизнес-процессов и систем, а также возможность их масштабирования, культура корпоративных взаимоотношений. Ранние стадии финансируются преимущественно носителями рискового капитала, более зрелые стадии - институциональными и стратегическими инвесторами.
Необходимо наконец признать: несмотря на почтенный возраст многих российских предприятий, подавляющее большинство из них пока находится на ранних стадиях развития бизнеса. Следовательно, они автоматически попадают в зону интересов рискового капитала, носителями которого выступают прямые финансовые инвесторы. Без рискового капитала невозможно совершить качественный скачок от ранних стадий развития предприятий к более зрелым. Для сравнения: только в Бостоне действует несколько сотен венчурных фондов, тогда как в России реально работают не более десятка, из которых активно инвестируют не более трех-пяти.
Таким образом, одним из главных направлений инвестиционной политики на уровне страны и регионов должно стать развитие инфраструктуры рискового финансирования. Необходимо стимулировать создание в регионах России фондов венчурного финансирования, которые должны активно сотрудничать с региональными властями и пользоваться их поддержкой; exit-фондов, гарантирующих инвесторам выкуп акций по определенной цене через несколько лет при условии, что предприятие достигнет определенных показателей эффективности; фондов реструктуризации, которые будут скупать долги неэффективных предприятий, финансировать реструктуризацию, восстанавливать стоимость и затем продавать пакеты стратегическим инвесторам.
Итак, главное - следовать принципу: "разным инвесторам - разная политика".