Анонимный аккомпаниатор

Культура
Москва, 20.08.2001
«Эксперт» №30 (290)
Московская джазовая сцена приняла мировую звезду

Хотя до последнего момента арт-директор "Ле Клуба" Игорь Бутман не был уверен, что гастроли пианиста Монти Александера состоятся, тот не только приехал, но и пять вечеров играл в Москве - больше, чем какой-либо другой популярный джазмен.

Монти Александер, которому сейчас 57 лет, вырос на Ямайке и 17-летним юношей переехал в США. Там он необыкновенно быстро привлек внимание музыкантов из трио Оскара Питерсона, с которым его принято сравнивать. Но концерты в Москве показали, что ему ближе - и как автору, и как исполнителю - манера Дэйва Брубека. За 40 лет Александер выпустил полсотни пластинок как лидер джаз-ансамблей (в основном, трио) и еще больше - как участник разнообразных популярно-джазовых проектов: Квинси Джоунса, Диззи Гиллеспи, Кларка Терри. В отличие от других латиноамериканцев в США пианист сотрудничал с испаноязычной диаспорой скорее в виде исключения, например записывался с недавно умершим основателем афро-кубинского стиля "салса" Тито Пуэнте. Но с конца 80-х он все чаще обращается к ямайской музыке, причем с джазменами играет песни Боба Марли, а с музыкантами Ямайки - джазовую классику, хотя и в стиле рэгги. У нас Монти Александера знают по "закадровой работе" с певицей Нэтэли Коул, дочерью пианиста и певца Нэта Кинг Коула. Рояль Александера звучит в альбоме певицы Unforgettable и одноименном видеоклипе, где поет виртуальный дуэт, полученный путем компьютерного совмещения голоса давно умершего отца с голосом дочери, через 30 лет поющей ту же песню. В 1991 году вместе с певицей Монти Александер получил за этот альбом премию "Грэмми". В "Ле Клуб" пианист привез чисто джазовое трио - он играл с европейскими музыкантами, увы, явно уступавшими по классу и ему самому, и его многочисленным звездным партнерам. В паре номеров с ним пела его молодая жена, итальянка Катарина, чей голос оказался совсем не большим и не джазовым. Однако все выглядело по-европейски культурно и по-семейному уютно, а после концерта выяснилось, что Монти Александер - контактный и доброжелательный собеседник.

- Вы переехали в США совсем молодым человеком. Русские музыканты-эмигранты жалуются, что в профессиональном отношении адаптироваться не так уж просто, особенно по части репертуара - требуются разные застольные песни, шуточные, детские, особенно в период праздников, Рождества...

- У меня этой проблемы не было. У нас на Ямайке благодаря североамериканскому радио все знали, как Бинг Кросби поет "Белое рождество" (автор слов и музыки Эрвин Берлин - выходец из России. - Д. У.). Да и на гастроли к нам многие ездили. Я решил, что буду джазменом, когда еще в 50-е попал на концерт Луи Армстронга.

- Вы играете много разной музыки - даже, говорят, "Рапсодию в блюзовых тонах" Джорджа Гершвина.

- Ну, это было только один раз, со Швейцарским молодежным оркестром. Пришлось учить все наизусть и практически на слух. Я ведь учился играть по нотам всего года четыре в раннем детстве.

- Никогда бы не поверил. Ваша фортепианная техника скорее академическая.

- Да, мне многие это говор

Новости партнеров

«Эксперт»
№30 (290) 20 августа 2001
Банковская реформа
Содержание:
Обзор почты
Политика
На улице Правды
Реклама