Мюзикл - это по-русски

Культура
Москва, 20.08.2001
«Эксперт» №30 (290)
В грядущем сезоне Москву ожидает целых два супердорогих мюзикла, и это только начало

Когда два года назад сцену Московского театра оперетты оккупировал спектакль "Метро", никто не мог и помыслить, что для российской столицы адюльтер с мюзиклом всего за несколько месяцев перерастет в серьезные отношения.

Конечно, известность проекта "Метро", который задумывался как "народный мюзикл", объясняется не злободневностью сюжета (довольно банальная мелодрама) и уж, конечно, не гениальной музыкой и звездностью состава (вопреки обещаниям продюсеров певцы и певицы "Метро" национальными героями пока что так и не стали). На поверку "народный мюзикл" оказался просто хорошо раскрученным дорогим коммерческим проектом. Плакаты и щиты вдоль автобанов, телевизионные новогодние программы с Аллой Пугачевой в "Метро" и суперзвезда Филипп Киркоров, введенный в сам спектакль на одну из ролей, - такому рекламному прессингу сегодня позавидовала бы компания МММ.

Вскоре грянул проект Стаса Намина, рискнувшего перенести тридцатилетней давности балладу о хиппи на российскую почву. Однако мюзикл "Волосы" с треском провалился, равно как и амбициозный англо-русский мюзикл "Tomorrowland", кричавший полупустому залу "Новой оперы" о московских событиях 1991 года.

Но, несмотря на эти провалы, наши продюсеры уверяют, что феномен "Метро" - не исключение из правила, а лишь начало экспансии мюзикла в Россию.

"Веселые ребята" были мюзиклом

По-большому счету, мюзикл для России - явление не новое. В в 30-е годы, когда основные черты этого песенно-танцевального жанра конструировались и шлифовались на Бродвее и в Голливуде, в СССР не сидели сложа руки. Если в советских театрах вполне обходились операми и опереттами на злобу дня, то на киноэкранах царил мюзикл. У композитора Исаака Дунаевского язык не повернулся бы назвать картины "Веселые ребята" и "Волга-Волга" этим иностранным словом, но все атрибуты жанра там уже присутствовали - легкий фарс на основе любовных многогранников в качестве сюжета, эстрадный оркестр и вокал, а также множество профессионально поставленных танцев. Дело отца позднее продолжил сын: Максим Дунаевский также писал мюзиклы, правда, так же, как и отец, реализовывал их в кино. Самое яркое из его творений - "Три мушкетера", где главные партии исполняли кумиры 80-х Михаил Боярский и Алиса Фрейндлих.

Тем временем на Западе мюзикл уже успел пережить эпоху упадка в 40-50-х и мощный подъем в 60-70-е. Из легких фарсов мюзикл вырос до социальных и даже политических тем. Он стал одним из самых гибких и злободневных жанров, остро реагирующих на любые события и моду. Британец Эндрю Ллойд Уэббер вывел жанр на вершину популярности в 80-е годы. Цена билетов на спектакли уэбберовского "Призрака оперы" по обе стороны океана достигала 200 долларов (как в хорошей опере), а права на продажу записей уэбберовских шедевров стоили компании Polidor более 100 млн долларов. Мимо социальной тематики не прошел и он: его блестящие "Кошки", с массовыми танцами, пушистыми хвостами и килограммами макияжа на лицах артистов, обличали расовые предрассудки (почему белые кошки враждуют с че

Новости партнеров

«Эксперт»
№30 (290) 20 августа 2001
Банковская реформа
Содержание:
Обзор почты
Политика
На улице Правды
Реклама