Магниевая партия

20 августа 2001, 00:00

Крупнейший акционер Соликамского магниевого завода (СМЗ) Russia Growth Fund (35,59% акций), среди пайщиков которого предприниматель Марк Лиснянски и экс-чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров, объединив свои усилия с украинской инвестиционно-производственной компанией "Созидание", получил контроль над 50,3% акций СМЗ. Это позволило уволить ведущих менеджеров СМЗ, в том числе и генерального директора Павла Деткова. Он представлял интересы группы акционеров, в которую входят швейцарская Мinmet Financing Company (28,88% акций) и соликамское ОАО "Сильвинит" (6%).

По итогам работы в прошлом году СМЗ достиг максимальной производительности за все 65 лет своего существования. Компания обеспечивает магнием около 7% мирового рынка при рентабельности на уровне 10%. Прибыль же за прошлый год осталась на уровне 1999 года - около 340 млн рублей, что объясняется самыми низкими за последние 10 лет ценами на магний. Такое положение дел не удовлетворяло группу акционеров во главе с Лиснянски - они считают, что при изменении производственной и сбытовой политики предприятие может приносить больше прибыли.

Прежние менеджеры СМЗ во главе с Детковым стремились сделать соликамский магний самым дешевым в мире по себестоимости и больше внимания уделяли затратным и долгосрочным проектам. Новые же собственники намерены увеличить выпуск готовой продукции, в частности литых колесных дисков, технологию их изготовления наладили на СМЗ еще три года назад.

Бывший менеджмент СМЗ подвергался резкой критике со стороны Лиснянски и в связи с существовавшей системой продаж. Дело в том, что сейчас магний не продается ни на одной бирже. В результате многие компании производят свои изделия из алюминия просто потому, что его легче купить. Чтобы изменить ситуацию, Лиснянски намеревается организовать электронную биржу - результаты ее работы никто, правда, предсказать не берется.

Между тем старейшее предприятие отрасли нуждается в инвестициях, и продажами одних только колесных дисков здесь дело не поправить. Прежние договоренности с европейскими банкирами, по сути, сорваны - их лоббировали в первую очередь швейцарские собственники завода, а теперь их от руководства предприятием отстранили. Кроме того, мировой рынок магния и редкоземельных металлов весьма узок - всего пять-шесть фирм. Без опыта и без личных связей здесь конкурировать сложно. Некоторые аналитики предвидят большие, хотя и преодолимые трудности у новой команды менеджеров в борьбе за сохранение места СМЗ на магниевом рынке.