Россию захлестнула волна слухов и прогнозов о глобальной девальвации доллара. Все более плачевное состояние экономики США, прозвучавшая в докладе МВФ негативная оценка ближайших перспектив американской валюты и постепенное ослабление доллара относительно евро и иены (с начала июля он подешевел уже на несколько процентов) создали для распространения панических настроений исключительно благоприятный фон. Так что же, пора спешить в обменник?
Что может помочь доллару
Рано или поздно это должно было случиться. Расхождение между фундаментальными экономическими показателями и стоимостью доллара за последний год стало просто вызывающим. Темпы экономического роста США упали примерно с 5% в годовом исчислении в первом полугодии 2000 года до 0,7% (по предварительным данным) во втором квартале этого года, учетная ставка ФРС была снижена с 6,5 до 3,5% годовых, дефицит платежного баланса составляет порядка 435 млрд долларов по итогам прошлого года - при всем при этом доллар ставил рекорд за рекордом. Так, с начала 2000 года курс доллара, взвешенный с учетом объемов взаимной торговли со всеми основными торговыми партнерами США, вырос на 10%, причем только с января 2001 года, то есть в период совершенно очевидного ослабления американской экономики, этот показатель увеличился на 4%. Понятно, что это расхождение должно было когда-нибудь сыграть свою роль.
Коррекция курса доллара происходила по мере того, как развеивались надежды инвесторов на скорое возобновление экономического роста. С выходом данных о значительном снижении темпов экономического роста во втором квартале (при дальнейших уточнениях рост может оказаться нулевым или даже отрицательным) и, что для рынка, пожалуй, еще важнее, данных о падении за тот же период чистых прибылей американских корпораций на 67% доллар начал дешеветь.
Снижение стоимости американской валюты может оказаться затяжным. Сломался главный двигатель американского экономического роста - инвестиции в новые технологии, которые вели к росту производительности труда. Корпоративные затраты на информационное оборудование и ПО впервые с 1982-1983 годов сокращаются три квартала подряд, а продажи персональных компьютеров и вовсе упали впервые за последние пятнадцать лет. Но именно вложения корпорациями значительных средств в оборудование и ПО, сулившие высокую отдачу от использования новых технологий, стимулировали рост на фондовом рынке и притягивали капитал из-за рубежа, что позволяло финансировать гигантский дефицит текущего платежного баланса при укрепляющемся долларе.
Теперь эта машинка сломалась, и первые лица ФРС не устают повторять, что главная задача стремительного снижения ставок - заставить бизнес возобновить капиталовложения. Потребительский же спрос, несмотря на отрицательную норму сбережений у американцев, по-прежнему остается сильным. Высокий уровень потребительских настроений в сочетании с низкими ставками и программой сокращения налогов (уже начался возврат американцам части ранее уплаченных денег) дает определенную гарантию того, что спрос останется сильным еще в течение некоторого времени. Этот фактор, безусловно, поддерживает экономику США, не давая темпам экономического развития окончательно обвалиться вслед за корпоративным сектором.
Однако если инвестиционный процесс в ближайшие месяцы не возобновится, один потребительский спрос не сможет вытянуть американскую экономику. При плохой экономической конъюнктуре и в отсутствие перспектив роста, которые могли бы дать новые инвестиционные проекты, компании начнут еще более решительно, чем сейчас, сокращать персонал, и тогда падение спроса - это только вопрос времени. Сильный доллар и сильный спрос, характерные для экономического бума в США во второй половине 90-х годов - следствие силы корпоративной Америки: привлекаемого в страну американскими ТНК капитала хватало и на поддержание высокого уровня потребления, и на укрепление доллара. Без динамично развивающегося бизнеса эта экономическая модель не работает.
Доллар и евро
Однако рецессия в США вовсе не обязательно приведет к краху доллара и резкому усилению евро. Во всяком случае, в краткосрочной перспективе этого точно не произойдет. Во-первых, экономику США хоронить пока рано. Наблюдаемое умеренное ослабление доллара приведет к росту конкурентоспособности американских корпораций на внутреннем и внешнем рынках. Подешевевшие американские активы будут еще более привлекательными для иностранцев. А меньшая покупательная способность доллара (тем более в сочетании с рецессией) должна привести к сокращению дефицита торгового баланса. Эти три основных фактора, сопровождающих любую девальвацию, спустя некоторое время начнут играть на укрепление доллара. Во-вторых, в самой Европе дела идут далеко не блестяще. Хотя темпы роста там выше, чем в США, они тоже снижаются, и трудно представить, что Европа не пострадает в случае глубокого спада в Америке (а только в этом случае можно вообще рассуждать о возможности краха доллара).
Если говорить о менее конъюнктурных факторах, то Европа как потенциальный кандидат на мировое лидерство по-прежнему уступает США и с политической, и с экономической точки зрения. "Европа менее конкурентоспособна, чем Америка. У европейцев слабее система управления, слабее экономика", - считает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. Да, европейцам удается блестяще решать сложнейшую проблему органичного объединения национальных бюрократий, но перед американцами такой задачи просто не стоит.
То же можно сказать и об эффективности крупного бизнеса. "В Европе начался и идет, пусть и медленно, процесс повышения эффективности бизнеса через слияния и поглощения. Рано или поздно он приведет к тому, что уровень эффективности европейских компаний достигнет уровня американских", - говорит генеральный директор управляющей компании "Тройка Диалог" Павел Теплухин. Хотя оба эти процесса меняют баланс в пользу Европы, их завершение потребует как минимум нескольких лет, в течение которых европейцы будут уступать американцам в борьбе за капитал.
Рискованный нал
Пожалуй, есть только одно событие, которое может объяснить разгоревшиеся в России страсти вокруг возможной масштабной девальвации доллара, - намеченное на начало будущего года введение в обращение наличного евро. Действительно, здравый смысл вроде бы подсказывает, что ввод в обращение наличных денег должен положительно сказаться на курсе валюты, а гигантские запасы накопленных долларов дают хорошую возможность порассуждать о катастрофических последствиях, которыми грозит стремительное вытеснение американской валюты европейской. Однако возможные последствия введения наличного евро далеко не так однозначны.
Начать с того, что введение в обращение еврокупюр и евромонет может, как это ни странно, привести к ослаблению евро. Сейчас евро растет во многом на волне ожиданий появления наличности (этот процесс можно сравнить с укреплением европейских валют в конце 1998 года перед введением безналичного евро). "Евро, по-видимому, будет расти где-нибудь до декабря (можно ожидать курса 97-105 центов за евро). Потом он, скорее всего, на пару месяцев выйдет на плато, а затем, после того как пик ожиданий будет пройден и на поверхность выйдут традиционные европейские проблемы, качели пойдут в обратную сторону", - говорит Михаил Делягин. Так что те инвесторы и частные лица, которые захотят переждать время обмена (а таких много) и только потом переложиться в евро, окажутся в положении домохозяек, которые всегда опаздывают. Но они же, войдя в евро после обмена, поддержат его как раз в самый рискованный момент, так что сильных колебаний даже при таком сценарии быть не должно.
Ожидать, что наличный евро начнет стремительно вытеснять доллар прямо в год введения, не стоит еще по одной фундаментальной причине. Обмен наличных денег - процесс куда более сложный и деликатный, чем автоматизированный пересчет безналичных средств на банковских счетах. Помимо чисто технических сложностей с перевозкой, охраной и прочим обмен наличных таит в себе опасности, связанные с тем, как поведет себя криминальная Европа, активно работающая с налом. Вопрос состоит в том, на какую валюту будут менять свои марки, лиры и франки европейские бандиты и теневики. Среди прочих здесь выделяется проблема самой транснациональной и агрессивной, резко набравшей вес албанской мафии, которая контролирует львиную долю европейской наркоторговли.
Не вполне ясна реакция на введение евро и со стороны стран Восточной Европы, где большой популярностью пользуется немецкая марка. Как ожидают специалисты, с переходом на евро часть этих сбережений будет переведена не в непривычный еще евро, а в доллар. Ситуацию может усугубить и недальновидная политика ЕС в отношении этой проблемы. "Наличный евро будет определенным дефицитом, поскольку европейцы определяют объем бумажных евро без учета потребностей России, Восточной Европы и других мест, где ходят европейские валюты. Продвинутая часть населения в этих странах будет иметь евросчета, остальные будут переходить на евро постепенно", - говорит Михаил Делягин.
Не все ясно и с защищенностью евро от фальшивомонетчиков.
"Есть масса критических замечаний к евро в плане надежности его защиты от подделок. Она значительно ниже, чем у доллара. Поскольку валюта печатается на монетных дворах двенадцати стран, невозможно добиться единообразия по очень многим параметрам - начиная с цветовой палитры и заканчивая фактурой бумаги. Что-то делается, чтобы исправить ситуацию, но еще относительно недавно это была большая проблема. Доллар тоже подделывают, но наличный евро как инструмент сбережения, как финансовый актив оказывается еще более уязвимым", - рассказывает главный экономист инвестиционной компании UFG Алексей Заботкин. Эта уязвимость не увеличивает шансов единой валюты на быстрый успех в подспудном противостоянии с долларом. Так что первый год введения в обращение наличного евро вряд ли станет триумфальным.
Россия и евро
Нет у евро ясных перспектив и в России. "Введение в оборот наличного евро не вызовет массового перевода активов населения из американских долларов в евро. Так в свое время население не спешило покупать немецкие марки. Евро менее понятная и более слабая валюта, чем марка, поэтому вряд ли евро вытеснит доллар из обращения", - считает старший экономист инвестиционной группы "Ренессанс Капитал" Алексей Моисеев. Россия связана с Европой больше, чем с Америкой. Поэтому в долгосрочной перспективе евро займет некоторую долю сбережений, но это дело нескольких лет, а не месяцев.
Да, страны Европы являются основными торговыми партнерами России. "Но торговые отношения с какой-либо страной еще не значат, что ее национальная валюта будет достаточно 'ходовой'", - считает и. о. начальника экспертной группы информационного агентства "МФД-ИнфоЦентр" Иван Аношин. Ведь и ранее крупнейшим внешнеторговым партнером России являлась Германия. Доля Германии в совокупном импорте России в 1999 году составляла 14,5% общего объема импорта, или 4,6 млрд долларов, опережая импорт не только из США (7,8%, или 2,4 млрд долларов), но и из Белоруссии и Украины. Доля Германии в совокупном объеме экспорта из России в 1999 году составляла 8,7% общего объема экспорта против доли США 6,8%. Тем не менее, как мы помним, немецкая марка широкой популярностью в России не пользовалась, существенно уступая по объемам операций доллару.
Что касается посещений гражданами России иностранных государств, здесь перспективы единой валюты на наличном рынке представляются довольно позитивными. "Всего в страны, которые на сегодняшний день входят в ЭВС, в 1999 году было зафиксировано 2375 тысяч выездов, по сравнению с чем 139 тысяч выездов в США кажутся очень маленькой цифрой", - говорит Иван Аношин. Однако нельзя забывать и о том, продолжает он, что сейчас большинство граждан, выезжающих за рубеж в Европу, берут с собой в поездки доллары, которые впоследствии меняют на местную валюту. Несмотря на транзакционные издержки, граждане предпочитают старый проверенный доллар малознакомым кронам, лирам и т. д. Даже в случае, если европейские власти будут бороться с гегемонией доллара с помощью увеличения процента с операций по обмену валют, россияне продолжат использовать доллары в своих зарубежных поездках до тех пор, пока евро не станет общеизвестным средством платежа.
Больше амбиций
Выигрыш российской экономики от ослабления доллара так же не очевиден. "Очень высока вероятность того, что в течение ближайших двенадцати месяцев мы увидим паритет по курсу евро/доллар. Для России это плохо. Основным экспортом являются долларовые товары, основной торговый партнер и источник импорта - Европа. Девальвация доллара к евро на десять процентов для России будет означать потерю в положительном сальдо платежного баланса около пяти миллиардов долларов в год", - говорит Павел Теплухин. Но поскольку рубль де-факто привязан к доллару, этот эффект может быть несколько компенсирован увеличением конкурентоспособности российских производителей по сравнению с европейскими коллегами. Кроме того, сокращение положительного сальдо платежного баланса должно ослабить давление на внутренние цены и снизить темпы укрепления реального курса рубля, что притормозит рост импорта.
Отечественная экономика в определенной степени индифферентна к выяснению отношений между долларом и евро. Печально, но позиция той же Саудовской Аравии с ее решающим голосом на мировом рынке нефти и влиянием в арабском мире, одном из крупнейших держателей американских долларов, оказывает большее влияние на российскую экономику, чем усиление евро. Пока Россия - это только объект, территория, на которой выясняют отношения две конкурирующие резервные валюты. Благодаря валютным резервам и накоплениям граждан Россия может сказать в этом споре свое веское слово. Но без стратегии возвращения доверия к рублю и дедолларизации экономики никакого долгосрочного выигрыша от этого она не получит.
Глобальная экономика в целом и мировая валютная система в частности вступили в продолжительный период неустойчивого развития и изменения соотношения между основными центрами силы. России по плечу стать одним из таких центров, сделав в перспективе рубль резервной валютой для большинства постсоветских государств. Именно такую амбициозную цель должно поставить руководство страны и "зарядить" ею бизнес и простых граждан. Увидев стратегическую перспективу, они будут меньше беспокоиться по поводу противоборства долларов, евро, юаней, иен, фунтов и прочих заморских бумажек.