Реформы и тормоза

Культура
Москва, 03.09.2001
«Эксперт» №32 (292)
Государство обрекает кинематограф на очередные мучения

На прошлой неделе кинематографисты отметили что-то вроде профессионального праздника - День российского кино. Министр культуры Михаил Швыдкой и его первый заместитель бывший киноминистр Александр Голутва докладывали, что в отрасли все не хуже, чем у других, и даже лучше, чем у многих, и что теперь День кино будем отмечать ежегодно. Правда, найдутся ли в следующем году причины для оптимизма - большой вопрос.

С 1 января 2002 года государство снижает налог на прибыль и поэтому отменяет все связанные с ним льготы. Эта ситуация, такая позитивная в теории, на практике здорово ударяет по кинематографу. Ведь стремительный количественный рост картин за последние два года был напрямую связан с налоговым послаблением: закон освобождал от уплаты налога на прибыль тех предпринимателей, которые инвестировали часть своей прибыли в производство национального кино. Желающие финансово поддержать важное искусство чуть ли не в очереди стояли, а иногда и сами инициировали тот или иной проект. Ситуация была выгодна обоюдно. И не столько по закону, сколько на деле.

Позитив и негатив

История налоговых льгот знает немало случаев коррупции и воровства. Уже в литературе описано (книга Юлия Дубова "Большая пайка"), как всевозможные общества слепых-глухих-немых или спортсменов, освобожденные от пошлин на импорт товаров, прокачали через себя миллиарды долларов. С кино ситуация, правда, не такая ужасающая.

Конечно, система "откатов" в киноотрасли расцвела пышным цветом, и это позволяло инвесторам спокойнее переживать свое меценатство. К тому же инвестор совершенно официально получал право на процент от проката (хотя, как правило, те инвесторы, которым "откатывали", этим и довольствовались, а кассовый сбор оставляли киношникам). И все же существующая пока ситуация дает возможность развиваться важнейшему государственному искусству. Между введением льготы и количественным ростом российского кино, несомненно, существует прямая зависимость.

При остановке льготных механизмов у потенциальных спонсоров не останется никаких мотивов вкладывать деньги в кинопроизводство. Ведь ту небольшую прибыль, которую сегодня способен принести в России фильм, все равно съедят налоги. И кинематограф, только было вздохнувший, снова начнет задыхаться. Кинематографисты пытались бороться за сохранение льготы, но силы в этой борьбе оказались неравными.

Альтернатива

В качестве компенсации за отобранные поблажки государство увеличило финансирование кинематографии в будущем году в два раза. Компенсацию не назовешь адекватной: даже удвоенных государственных денег хватит разве что на два-три приличных проекта (на проект минимальной постановочной сложности сегодня требуется не менее миллиона долларов). К тому же на текущий год Кинокомитет принял новую стратегию по разделу госсредств, которая предполагает финансирование большего количества картин, но в меньшем объеме, - однако и эти небольшие деньги выделяются лишь тому, у кого есть внешний инвестор. К полному госфинансированию в этом году было принято только че

Новости партнеров

«Эксперт»
№32 (292) 3 сентября 2001
Сельское хозяйство
Содержание:
Тема недели
Международный бизнес
Наука и технологии
Реклама