Жизнь в параллельных мирах

Искусственная изоляция отечественных автопроизводителей приводит к их серьезному отставанию от мировых тенденций

Любая уважающая себя мировая автомобильная компания просто обязана раз в пять лет выпускать на рынок новую модель. И каждые два-три года машины должны подвергаться основательному рестайлингу, дабы потребитель не усомнился в постоянном прогрессе. А у нас одна и та же продукция сходит с конвейера десятилетиями. Пока это простительно. Но уже недалек тот день, когда полному господству российского автопрома придет конец. Наступление часа X зависит от темпов экономического роста страны и динамики доходов россиян. Ведь богатых людей даже под дулом пистолета не заставишь покупать старье, по каким бы смешным ценам его ни продавали. Пора, наконец, понять: возводя таможенные барьеры, государство оказывает медвежью услугу собственным производителям. В собственном соку они долго не протянут.

Сухая статистика свидетельствует о следующем. Еще год назад в России через сеть официальных дилеров было продано 45 тыс. новых иномарок. Результат этого года приблизится к восьмидесяти тысячам. А через четыре года владельцами иностранных машин станут 320 тыс. россиян. Несомненно, что импорт будет расти и дальше. Есть ли перспективы у отечественного автопрома?

С одной стороны, желание государства сохранить отечественное производство понятно и заслуживает всяческого уважения. Но методы, которыми это достигается, как известно любому медику, не могут не приводить к побочным эффектам. А они в свою очередь не менее губительны, чем свободное проникновение на рынок мощных иностранных конкурентов. Правда, последствия от возведения таможенных барьеров не ощущаются сразу, а растянуты во времени. Симптомы заболевания видны уже сейчас. И ярким подтверждением существования абсолютно несоприкасаемых миров отечественных и зарубежных автомобилестроителей стал очередной российский автосалон.

Мир номер один - российский

Доминирующие позиции среди российских предприятий на салоне занимал АвтоВАЗ. Правда, в этом году в отличие от прошлого, когда завод отмечал тридцатилетний юбилей, его экспозиция выглядела скромнее. Нет, она не уменьшилась в размерах. Просто почти все автомобили уже знакомы публике. Исключение составили два экспоната. Первый - универсал на базе невыпускаемой "Калины", которому присвоен индекс 1117. Второй - концепт-кар "Рикша-Электро", это небольшой открытый электромобиль.

Регулярное освоение новых моделей остается для АвтоВАЗа больной темой. Его современный научно-технический центр (НТЦ) способен в кратчайшие сроки создавать машины. Однако проблема в том, что у него нет приемлемых условий банковских кредитов, которыми пользуются все автомобилестроители. И еще одна проблема - в инвесторах, которые почему-то не выстраиваются в очередь для передачи денег тольяттинцам. Ответ прост. Пакет акций АО в размере 50% плюс одна акция до сих пор находится в залоге у государства. А без него ни одна здравомыслящая компания не приблизится к АвтоВАЗу на пушечный выстрел. Президент АвтоВАЗа Алексей Николаев сообщил, что проект постановления о возврате акций из госзалога уже готов, но окончательное решение пока не принято. Получив от государства свои ценные бумаги, АвтоВАЗ сможет вести предметные переговоры с реальным инвестором, для которого будет проведена допэмиссия акций. Ее размер в свою очередь зависит от объема инвестиций, без которых автогиганту будет очень сложно оставаться лидером на российском рынке. В частности, серийное освоение семейства "Калина" стоит около 800-850 млн долларов. Из своих собственных средств автозавод, по словам его руководителей, может выделить только 350 млн. Оставшуюся сумму надо привлекать на стороне, при заложенных акциях сделать это совершенно невозможно.

С другим проектом - внедорожником 2123, который планирует собирать СП "General Motors-АвтоВАЗ", ситуация ясна. Оба партнера в один голос говорят, что первые автомобили появятся в сентябре будущего года. Более того, вице-президент GM Дэвид Херман сказал, что в Тольятти уже началось строительство завода для выпуска новой "Нивы".

Другая российская компания, ОАО "Ижмаш-Авто", впервые приняла участие в Московском автосалоне. Единственной новинкой стала полноприводная концептуальная разработка в виде пятиместного пикапа. А все остальное до боли знакомо. Это семейство "Ижей", созданное в конце 70-х годов.

Однако не следует забывать, что еще несколько лет назад ижевское предприятие вообще не работало, серьезные преобразования там начались только в 2000 году. Приход новой команды менеджеров быстро сказался на объемах производства. Если в 1997-1999 годах ОАО выпускало в среднем 9 тыс. автомобилей за 12 месяцев, то уже в прошлом году изготовление превысило 27 тыс. Более того, план этого сезона предусматривает выпуск 60 тыс. машин.

Кроме собственного производства "Ижмаш" делает ставку и на сотрудничество с АвтоВАЗом. В частности, генеральный директор предприятия Владимир Гродецкий заявил, что помимо производства "шестерок" тольяттинский завод разработает для "Ижмаша" новую базовую модель автомобиля. Это задание должно быть выполнено уже через два года. А на 2004 год запланировано серийное освоение новинки.

О планах сотрудничества с АвтоВАЗом объявило и ОАО "Ульяновский автомобильный завод" (УАЗ). Как заявил председатель совета директоров УАЗа Вадим Швецов, уже достигнута договоренность о совместной разработке в НТЦ ВАЗа внедорожника, который будет выпускаться в Ульяновске. Работы по созданию вездехода начнутся 15 сентября. А серийное производство намечено на 2007-2008 годы. Интересно, что создание и постановка на конвейер новинки оценивается специалистами в 1 млрд долларов. О том, откуда такие деньги возьмутся, никто пока не сообщает.

Не сторонится дружбы с АвтоВАЗом и Горьковский автозавод. Еще весной председатель совета директоров ВАЗа Владимир Каданников сообщил, что ГАЗ обратился в Тольятти с предложением разработать в НТЦ ВАЗа новую модель автомобиля. Что касается выставки, то на ней ГАЗ новинок не показал. Публика вяло рассматривала "Волги", "Газели" и концептуальный внедорожник "Комбат", напоминающий знаменитые армейские "газики".

Мир номер два - иностранный

Переходя от российских стендов к иностранным, посетители автосалона попадали в другой мир, полный грез и несбыточных для многих мечтаний. Следует отметить, что среди зарубежных компаний выделялись лидеры российского рынка. К примеру, немецкий концерн Volkswagen представил новый Passat W8 - его специалисты фирмы иначе как топ-модель не называют. Этот полноприводной автомобиль выпускается с кузовами седан и универсал. Новинка комплектуется 8-цилиндровым двигателем с рабочим объемом 4,0 л (мощность 275 л. с.). Средний расход топлива, как с механической, так и с автоматической КПП, составляет 13,2 л на 100 км. К особенностям мотора можно отнести резонансный впускной коллектор из алюминия с конической формой канала, а также двойную регулировку фаз газораспределения на каждом распредвале. Усилия немецких инженеров не остались незамеченными. В награду им достался гран-при журнала "За рулем", ежегодно вручаемый на московских выставках.

Шоу-стоппером на стенде Mercedes-Benz стал обновленный внедорожник M-класса. Внешне от своих предшественников он отличается формами бамперов, фар и боковых стекол. Новинка предлагается с новыми V-образными дизельными двигателями ML 400 CDI и ML 500, развивающими мощность от 250 до 347 л. с. Кроме того, компания показала Mercedes-Benz S-класса Pullman, построенный на базе модели S500 c удлиненной колесной базой. Он может оснащаться V-образной "восьмеркой", развивающей мощность в 306 л. с., и современным 12-цилиндровым мотором мощностью 367 л. с.

Настоящей сенсацией на стенде Chrysler стал легендарный Dodge Viper, несмотря на то что данная модель не продается в России. Этот автомобиль комплектуется 10-цилиндровым V-образным восьмилитровым двигателем, способным развивать мощность в 450 л. с. Спортивная модификация данной модели дважды побеждала на гонках Ле-Ман и трижды на FIA GT-2. Машина появилась в Москве для того, чтобы определить потенциальный спрос россиян. Если заявок будет много, то Viper появится в дилерских шоу-румах.

Audi порадовала новой A4. Дизайн этой машины отличается максимальной функциональностью и завершенностью. Легкий, полностью алюминиевый кузов в сочетании с мощными бензиновыми двигателями объемом 2,0 л и 1,8 л, а также 1,9- и 2,5-литровыми турбодизелями делают автомобиль одним из самых удачных за всю историю марки. Кроме того, в новой A4 реализованы многочисленные технические достижения, в частности коробка передач multitronic нового поколения. Она совместила в себе преимущества механической и автоматической трансмиссий, позволила снизить расход топлива, но при этом улучшить динамику.

Наиболее эффектным экспонатом на стенде BMW стал концепт Z9, оснащенный уникальной системой управления iDrive. Она позволяет максимально упростить управление всеми второстепенными функциями автомобиля. В данном кабриолете представлены технические решения, которые баварцы рассчитывают реализовывать на массовых моделях уже в ближайшем будущем.

А шведы покорили посетителей салона, впервые показав представительский S80 Limo. Этот лимузин построен на основе седана S80. Длина автомобиля - свыше шести метров, помимо четырехдверного кузова предлагается еще и шестидверный вариант. Новинка может комплектоваться на выбор покупателя тремя бензиновыми двигателями: двумя 5-цилиндровыми мощностью 140 и 170 л. с. и рядной 200-сильной "шестеркой".

Сразу двумя российскими премьерами отметилась на Московском автосалоне французская Renault. Речь идет о новом Clio с кузовом хэтчбек и о популярной в Европе модели Laguna II. У Clio динамичный и выразительный дизайн, а также полностью обновленная внутренняя отделка. В продажу на российском рынке машина поступит в начале 2002 года. Что касается второй премьеры, то стоит напомнить один любопытный факт. Laguna II стала первым автомобилем в истории испытаний, получившим высшую оценку безопасности "пять звезд" во время краш-тестов EuroNCAP. Продажи этой модели, также как и Clio, начнутся после Нового года.

Saab, являющийся частью концерна General Motors, привез в столицу рестайлинговые версии моделей 9-3 и 9-5. Первая, представленная вариантами с кузовами купе, хэтчбек и кабриолет, предлагается с двухлитровыми двигателями мощностью от 150 до 205 л. с. Седан и универсал 9-5 комплектуются парой двухлитровых моторов мощностью 150 и 180 л. с., а также "топовым" 250-сильным двигателем.

С новым среднеразмерным SUV Trail Blazer компания Chevrolet, также входящая в семейство GM, рассчитывает упрочнить свои позиции на рынке внедорожников. Основными отличительными признаками автомобиля являются его сверхжесткий кузов и абсолютно новый рядный 6-цилиндровый двигатель Vortec объемом 4,2 л (273 л. с.). Максимальная скорость джипа - 192 км/ч. На российском рынке будут представлены две версии - LT Premium и LTZ. Производство модели начнется в сентябре.

Третий член великой американской троицы - Ford - сделал ставку на европейские бестселлеры Focus и Mondeo. Кроме этого, московская публика познакомилась с самым большим внедорожником мира, получившим название Excursion. На пресс-конференции, посвященной выставке, стали известны любопытные факты. Оказывается, уже к 2005 году компания планирует увеличить в России реализацию до 27 тыс. машин в год. Это станет возможным благодаря введению в строй завода, строительство которого завершается в Ленинградской области. На нем будут выпускать Focus. Однако руководство Ford не исключает, что затем на конвейере появятся и другие модели.

Неплохо смотрелись в Москве и японцы. В частности, концерн Toyota представил продукцию своего подразделения Lexus. Речь идет о роскошных седанах LS430 и GS430, о спорт-седане IS200, элитном внедорожнике RX300 и купе SC430. Кроме того, компания показала внедорожник высшего класса LX470, который в обозримом будущем модернизируют под российские условия эксплуатации. Уже весной 2002 года в Москве ожидается открытие эксклюзивного демонстрационного зала Lexus. Вывод на рынок России марки Lexus является подтверждением планов Toyota по завоеванию 10-процентной доли среди всех импортных машин, продаваемых на нашей территории.

Серьезно отнеслась к российскому автосалону компания Nissan, устроившая мировую премьеру внедорожника X-Trail. Он предназначен для европейского рынка. Модель по праву можно считать первой разработкой Nissan в классе компактных джипов. Автомобиль может комплектоваться либо двухлитровым бензиновым двигателем, либо турбодизелем объемом 2,2 л.

Со своим новым внедорожником Terracan Hyundai намеревается усилить позиции в классе SUV. По заявлению представителей компании, автомобиль не является "паркетным джипом", так как идеально подходит для езды в труднопроходимых местах. Машина может комплектоваться тремя видами двигателей: дизельными TCI объемом 2,5 или 2,9 л, а также бензиновым 3,5-литровым силовым агрегатом DOCH V-6, который может выпускаться в модификациях для этилированного и неэтилированного бензина. Базовая версия комплектуется отключаемым полным приводом с электрическим устройством переключения режимов вождения на скорости до 80 км/ч.

Фото из коллекции автора